Главная arrow Информационный раздел arrow Мониторинг arrow Украина  
18.01.2018 г.
Украина Печать E-mail
Автор Administrator   
11.05.2009 г.
Т.В.Тукова
Image

Функционирование и преподавание русского языка в Республике Украина

На территории Украины специалистов по русскому языку и литературе обучают в 32 вузах (согласно справочнику для поступающих в вузы «Довідник. Усе для абітурієнта 2007-2008. –К.: Майстер-клас, 2007.-Вид.10.- 976с.). Часть вузов готовит студентов только по специальности «русский язык и литература». Это национальные университеты (Донецкий, Днепропетровский, Запорожский, Харьковский, Одесский, Черкасский, Киевский, Таврический, Прикарпатский, Ужгородский, Львовский), государственный университет (Волынский), национальные педагогические университеты (Тернопольский, Луганский), государственный педагогический университет (Бердянский), государственный гуманитарный университет (Мариупольский).

В ряде педагогических университетов специальность называется «Педагогика и методика среднего образования. Язык и литература (русский)» (Винницкий, Кировоградский), такова же ситуация в Крымском инженерно-педагогическом университете и Каменец-Подольском государственном университете. Другие вузы готовят «комплексных» специалистов по нескольким языкам одновременно (русский и иностранные языки) – Полтавский, Славянский, Сумской государственные педагогические университеты, Николаевский и Харьковский национальные педуниверситеты, Херсонский госуниверситет, Ровенский и Крымский государственные гуманитарные университеты, Горловский государственный педагогический институт, частный Киевский славистический университет. Есть обучение и по специальности «русский и украинский язык и литература» (Славянский, Уманский государственные педуниверситеты, Измаильский государственный гуманитарный университет). В Николаевском государственном университете готовят специалистов русского языка, литературы и психологии, а в Луганском национальном педагогическом университете - русского языка и зарубежной литературы (редактирование образовательных изданий).

Об общем количестве студентов, изучающих русский язык, судить трудно, т.к. данные о наборе в названном справочнике указываются не каждым вузом. Приводимые же цифры колеблются от 15 ( в Ужгородскм, Львовском, Прикарпатском национальных университетах) до 50-60 человек (в Донецком национальном университете, Славянском государственном пединституте, Крымском инженерно-педагогическом университете).

Грамматика русского языка изучается в Донецком национальном университете на П (1У семестр) и Ш (У семестр) курсах. В 1Усеместре спланировано 5 часов в неделю (3 ч. лекционных и 2ч. практических занятий), т.е. 52ч. + 34ч., в У семестре – 6часов (4ч. лекций и 2ч. практических), т.е. 72ч. + 36ч. Таким образом, на лекции по грамматике учебным планом отводится 124ч., а на практические занятия – 70ч. Опыт убеждает, что время на практические занятия должно быть удвоено. После 1У семестра предполагается зачет по введению и именным частям речи. У семестр завершается экзаменом.

Используемая при изучении грамматики современного русского языка литература:

  • Ахманова О.С.Словарь лингвистических терминов.- М.,1966.
  • Буланин Л.Л.Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей.- М.,1976.
  • Валгина Н.А.Активные процессы в современном русском языке.- М.,2001.
  • Валгина Н.А.,Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык. –М.,1971.
  • Виноградов В.В.Русский язык. Грамматическое учение о слове.- М.,1986.
  • Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка: Пособие для учителя.- Л.,1971.
  • Грамматика русского языка. Т.1. Фонетика и морфология. – М.,1953.
  • Грамматика современного русского литературного языка.- М.,1970.
  • Граудина Л.К.,Ицкович В.А., Катлинская Л.П.Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов.- М.,1976.
  • Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Грамматическая правильность русской речи.- М.,2001.
  • Зализняк А.А.Грамматический словарь русского языка. – М.,1977.
  • Золотова Г.А., Онипенко Н.К.,Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка.- М.,1998.
  • Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. - М.,1999.
  • Кобозева Н.М. Лингвистическая семантика. М.,2000.
  • Колесников Н.П. Лексико-грамматический словарь русского языка.- Ростов н/Д, 1996.
  • Краткая русская грамматика /Под ред. Н.Ю.Шведовой, В.В.Лопатина.- М.,1989.
  • Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.,1990.
  • Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т.1 –У. – М.-Вена, 1997-2001.
  • Милославский И.Г.Морфологические категории современного русского языка. – М.,1981.
  • Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. – М.,1980.
  • Пешковский А.М.Русский синтаксис в научном освещении. – М.,1938.
  • Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. – М.,2000.
  • Подгаецкая И.М. Проблемный анализ литературы по современному русскому языку: (Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология.): Учебное пособие.- М.,1981.
  • Рахманова Л.И.Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие. – М.,2003.
  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.,1997 – 2004.
  • Русская грамматика. В 2т. – М.,1980.
  • Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского языка. М., 1968.
  • Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). – М.,1996.
  • Русский язык. Энциклопедия./ Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – М.,1997.
  • Сазонова И.К. Русский глагол и его причастные формы. – М., 1989.
  • Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1981, 1989.
  • Современный русский язык. В 2ч. Ч.1.Лексика. Фонетика. Словообразование. Морфология / Под ред. Д.Э.Розенталя. – М.,1976.
  • Современный русский язык. В 3ч. Ч.2. Словообразование. Морфология. /Шанский Н.М., Тихонов А.Н. –М.,1987.
  • Современный русский язык: Фонетика. Лексикология, Словообразование. Морфология. Синтаксис. / Под общей ред. Л.А.Новикова. – СПб.,1999.
  • Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.,2003..
  • Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. - М., 1988,1996.
  • Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2ч. / Под ред. Е.И.Дибровой. – М.,2001.
  • Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность, Временная локализованность. Таксис. – Л.,1987.
  • Чеснокова Л.Д. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991.
  • Шахматов А.А. Синтаксис русского языка.- М.,1941.
  • Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.

Украинские ученые создали учебники и учебные пособия, которые включают фрагменты сопоставления морфологических систем русского и украинского языков, например, о несовпадении в роде, числе, типе склонения имен существительных, специфике краткой формы и степеней сравнения прилагательных, о контрастивности в образовании и значении местоимений, особенностях грамматического поведения числительных, образовании форм времен, наклонений и т.п. у глаголов, отличиях в сфере управления, особенностях русских и украинских предлогов и проч.

  • Гужва Ф.К. Морфология русского языка: Пособие для учителя. – К., 1987.
  • Лукин М.Ф.Морфология современного русского языка: Пособие для факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. – М.,1973.
  • Кононенко В.И., Брицын В.И., Ганич Д.И. Русский язык: Учебник для педагогических институтов по специальности «украинский язык и литература». – К.,1986.
  • Сидоренко Е.Н. Теоретические и практические материалы по морфологии современного русского языка. В 5 ч. – Симферополь, 2005.
  • Сопоставительная грамматика русского и украинского языков /Г.Д.Басов, А.В.Качура, А.В.Кихно и др. – К.,2003.
  • Цыганенко Г.П. Морфология современного русского языка. Введение. Именные части речи. – Донецк, 2005.

В Донецком национальном университете набор на 1 курс русского отделения составляет 50 человек. Русский язык изучается также на украинском отделении (набор100 человек) и отделении журналистики (набор 25 человек). Ещё 50% от названного числа студентов обучается на заочном отделении.

Наиболее доступны для студентов русского отделения учебники под ред.В.А.Белошапковой (306 экз.), под ред. П.А.Леканта (114 экз.), учебник Д.Э.Розенталя, И.Б.Голуб, М.А.Теленковой (99 экз.), Н.М.Шанского, А.Н.Тихонова (56 экз.), Н.А.Валгиной, Д.Э.Розенталя, М.И.Фоминой (53 экз.), А.Н.Гвоздева (40экз.), Г.П.Цыганенко (50 экз.). Студенты украинского отделения пользуются прежде всего учебниками В.И.Кононенко (73экз.), Ф.К.Гужвы, а отделения журналистики – Л.И.Рахмановой (26 экз.), под ред. Д.Э.Розенталя (39 экз.), Н.А.Валгиной (10 экз.).

Пополнение библиотеки учебниками после 2000 года плачевное: 1-3 экземпляра каждого издания. Некоторые оказываются доступными только преподавателям, например, учебник А.А.Камыниной; Г.А.Золотовой; Н.А.Валгиной об активных процессах в русском языке; пособие Л.Л.Буланина; монография «Русский язык конца ХХ столетия» и др. Работы В.А.Плунгяна, И.М.Кобозевой, учебник под ред. Е.И.Дибровой есть в единичных экземплярах только в читальном зале. Научные издания, выходящие на территории России, поступают бессистемно. Об обязательном для рассылки экземпляре все давно забыли. Библиотеки не заказывают литературу по каталогам (даже электронным). МБА практически парализован. Единственный источник информации - Интернет и периодические издания («Вопросы языкознания», «Филологические науки», «Русский язык в школе», «Русская словесность», «Русская речь», «Русский язык за рубежом»). «Вопросы филологии» поступают нерегулярно, а «Русский язык в научном освещении» в библиотеке нет. Главное объяснение руководителей библиотеки – отсутствие финансирования и межгосударственного договора. В такой ситуации издание хрестоматии по грамматике современного русского языка могло бы в какой-то мере решить проблему с редкой и недоступной литературой.

К наиболее востребованным при изучении курса современного русского языка на русском отделении можно отнести: академическую грамматику (1980г.), Лингвистический энциклопедический словарь, пособие Л.Л.Буланина, учебники Н.М.Шанского, А.Н.Тихонова; Л.Д.Чесноковой; А.А.Камыниной; Е.Н.Сидоренко; Г.П.Цыганенко; под ред. В.А.Белошапковой.; под ред. Е.И.Дибровой; под ред. Л.А.Новикова. Ни один из этих источников не удовлетворяет в полной мере современным требованиям. По ходу изучения грамматики привлекаются отдельные главы каждого из названных изданий, а также вновь опубликованные работы.

Думается, что при создании нового учебника следует обязательно учесть уже имеющиеся добротные разработки по отдельным темам, но построить изложение с учетом новых научных парадигм последних десятилетий. Переиздание уже существующих учебников не усиливает лингводидактическую составляющую современного учебного процесса, который должен быть адекватен меняющемуся миру. Попытаемся прокомментировать наше представление о современном учебнике по грамматике русского языка.

Курсом морфологии начинается изучение грамматики, и, как показывает опыт преподавания морфологии, возникает необходимость актуализировать общее понятие о грамматике и её типах (см. Г.П.Цыганенко). Формирование лингвистического мировоззрения при изучении каждого раздела курса современного русского языка предполагает видение места этого раздела в языковедческой науке и в развитии научной мысли. Предваряя курс «Общее языкознание», студента следует приучать к мысли о плюрализме мнений в лингвистике, знакомя с различными грамматическими школами, чтобы при прослушивании обобщающего курса у обучающегося уже было начальное представление о многовекторности развития лингвистической науки.

Необходимым компонетом «Введения» представляется рассмотрение основных единиц морфологии. Соотношение лексического и грамматического значения, понятие о грамматической оформленности и грамматической форме, способах выражения грамматического значения, словоформе, морфологической парадигме и её типах, причинах появления неполных и избыточных пардигм, грамматической категории и её типах, разновидностях оппозиций в морфологических категориях. Некоторые из этих вопросов уже учитываются авторами учебников (А.А.Камынина и др.). Важным моментом считает систематическое обращение к этому теоретическому материалу при рассмотрении каждой грамматической категории всех частей речи (Г.П.Цыганенко).

Понятие о системе частей речи также должно найти отражение во «Введении». Уместным представляется исторический комментарий об этапах становления частей речи, их связи с развитием человеческой мысли, о критериях выделения лексико-грамматических разрядов слов. Нельзя обойти вниманием синкретичные части речи (контаминанты, гибриды), вопросы функциональной омонимии (Л.Д.Чеснокова, Е.Н.Сидоренко, А.А.Камынина, Е.И.Диброва). Названные в этой части учебника трансформационные процессы в сфере частей речи должны последовательно рассматриваться при описании каждой из них с учётом иммиграционного и эмиграционного потенциала.

Изложение материала о каждой части речи логично строить с учетом названных во «Введении» критериев. Формальная, семантическая и функционально-прагматическая характеристики при описании каждой грамматической категории всех знаменательных частей речи, на наш взгляд, обязательны. На примере спорных случаев студенту следует давать образец аргументированных доказательств в пользу тех или иных решений (см. Е.Н.Сидоренко о местоимениях, ч.2,с.53-54; Г.П.Цыганенко о несклоняемых существительных с.189-190). Анализ различных мнений приучает студента выработать собственный взгляд на лингвистические факты.

Важным лингводидактическим моментом считает учёт принципа историзма, который должен проявляться не только в исторических справках о становлении частей речи, происхождении терминов, возникновении грамматических форм и их вариантов (М.Ф.Лукин, Г.П.Цыганенко), но и о появлении новых грамматических разрядов в связи с развитием абстрактного мышления (Л.Д.Чеснокова, Е.Н.Сидоренко). Динамика формально-семантических и прагматических акцентов в современной морфологической системе на рубеже тысячелетий также должна отразиться в учебнике при описании особенностей грамматических категорий частей речи (Н.А.Валгина, В.Г.Костомаров). Уместной представляется и итоговая глава о тенденциях развития современного русского языка. При таком подходе у студента можно сформировать представление о возможностях прогнозирования в лингвистике.

В учебнике нового поколения материал о связи грамматики с другими разделами курса «Современный русский язык» нельзя ограничивать вводной частью. Фонетические явления следует представить не только фонетическими чередованиями, но и анализом акцентных кривых в пределах знаменательных частей речи, фактами специфических русских проклитиков и энклитиков (прежде всего при изучении служебных частей речи). О лексикализации грамматических форм (типа шум – шумы, овёс – овсы, павшие – падшие, метает – мечет и проч.) следует говорить более последовательно, акцентируя внимание на различии реляционных и деривационных явлений в языке синтетического типа. Думается, надо шире привлекать фразеологический материал при рассмотрении, например, различий в языковой реализации грамматических значений определённых грамматических категорий и функционально-семантических полей ( типа поля количества: вагон и маленькая тележка, капля в море и т.п. и граммем категории числа существительных; поля темпоральности и граммем времени у глагола и проч.). Уместно и рассмотрение особенностей словообразования частей речи (Г.П.Цыганенко), т.к. каждая из лексико-граммтических классов слов имеет свою специфику. Материал о синтаксических признаках во многих вузовских учебниках излагается односторонне, т.е. учитывается только их типичная синтаксическая функция в предложении. Возможность роли неморфологизованного члена предложения обычно остается вне поля зрения. О синтаксической сочетаемости (валентности) говорится фрагментарно (например, при описании употребления собирательных числительных), хотя это показательный частеречный синтаксический признак.

Поддерживаем мысль о целесообразности издания не комплексных учебников по современному русскому языку для филологов-русистов (писать которые и пользоваться которыми по многим причинам затруднительно), а отдельных изданий по каждому из разделов курса. Удобным в практике преподавания оказался учебный комплекс Е.Н.Сидоренко «Теоретические и практические материалы по морфологии современного русского языка» в 5 частях (Ч.1. Общие вопросы частей речи. Имя существительное; Ч.2. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение; Ч.3. Глагол. Наречие. Безлично-предикативные слова; Ч.4.Модальные слова. Служебные части речи. Междометия. Трансформациология). Каждая часть состоит из лекционного материала, вопросов для самостоятельной работы и рекомендаций для индивидуальной работы, контрольно-тренировочных упражнений, заданий для блиц-контроля, схем разбора в школе и в вузе, списка литературы, именного указателя известных ученых-лингвистов. В 5 части собрана информация об учебной программе, основных терминах морфологии, представлены вопросы к коллоквиумам, зачетам и экзаменам, варианты практических заданий к билетам, примерные тексты диктантов, задания к контрольным работам по морфологии, а также орфоэпический и орфографический словарик. Это пример системной реализации собственных многолетних теоретических изысканий, внедрённых в практику преподавания морфологии. Ценной в этом комплексе представляется установка на творческий подход к рассматриваемым темам, на анализ различных позиций лингвистов по отдельным вопросам, практическая часть предполагает рассуждения и доказательства студента, а не однозначный ответ «да»-«нет» (ср. Колодезнев В.М. Морфология русского языка: Практический курс: Учебное пособие.- М.,1999) по типу тестирования, убивающего творческий подход в зародыше, губительно действующего на речемыслительные процессы филолога, переводя деятельность студента из продуктивного вида в рецептивный.

Последнее обновление ( 12.05.2009 г. )
 
« Пред.   След. »