Главная  
20.01.2018 г.
Краткие новости
Заместитель декана Филологического факультета СПбГУ д.ф.н. А.С.Асиновский в интервью корреспонденту журнала "Санкт-Петербургский государственный университет" рассказал об итогах прошедшей 29-31 октября 2007 года Первой Международной конференции "Проблемы создания новых учебников по русскому языку для стран СНГ"

        Подробнее...
 
Контрольно-справочные материалы. - Учебная программа Печать E-mail
Автор Administrator   
22.11.2007 г.
Оглавление
Учебная программа
Термины
Вопросы к коллоквиумам
Вопросы к зачетам (Дневное отделение)
Вопросы к экзамену (Дневное отделение)
Практические задания к экзамену (Дневное отделение)
Диктанты (примерные тексты)
Контрольные работы по морфологии (Дневное отделение)
Вопросы к зачетам (Заочное отделение)
Вопросы к экзаменам (Заочное отделение)
Домашние контрольные работы по морфологии

Практические задания к экзамену
Часть 5

В качестве примера мы приводим 9 вариантов практических заданий, которые прилагаются к билетам. В предложениях нами преднамеренно не подчеркнуты слова для разбора, экзаменатор должен сделать это по своему выбору. Тем самым каждый вариант может быть использован как несколько вариантов.

    1. Выпишите выделенные слова; назовите, к каким частям речи они относятся.
    2. Шесть выделенных слов разберите по частям речи.
    3. Он молча стоял и слушал женщину, глядя поверх ее головы туда, где у крайних домиков, прямо в степи, разгружался эшелон (К.С.). По следам видно, что лиса ходила вокруг и около, присаживалась и снова ходила (Б.П.). Все эти мысли промелькнули у него в голове в течение одной секунды…(К.С.). Я ошибся, подумав, что ему лень слушать рассказ о пьесе, которую он вскоре мог прочесть своими глазами (К.С.). Туча пролилась, ушла, и солнце снова засияло над нашим маленьким садом (В.Сол.). Ой, холодно! Пора печку топить. Не хотите ли попробовать? Труднее всего вспомнить, когда это началось (К.П.). Делить со всяким можно смех (Грибоедов). Толя лучше всех умел забрасывать удочку. Карташов, почти налетев опять на лодку, круто повернул было, чтобы опять плыть рядом, но не рассчитал расстояния, и кончилось тем, что чужим парусом чуть было не выбросило Семёнова в воду. Несмотря на то, что погода была сухой, урожай на огороде собрали хороший. О, какие вы молодцы!

    1. Выпишите выделенные слова; назовите, к каким частям речи они относятся.
    2. Шесть выделенных слов разберите по частям речи.
    3. Все развесистее и коряжистее становились яблони; все гуще разрастался терновник… (В.Сол.). Человек без родины что соловей без песни (Посл.). Хорошо спать, когда над головой крыша (В.Кав.). …Едва мы вышли в Мотовский залив и пошли вдоль берега, как стало сильно мотать (К.С.). Мне страх не нравится, что ты поэт, что ты сдружился с славою плохою (С.Е.). Я шел лугами к одному довольно таинственному озеру (К.П.). Я уже им столько в голову вколотил – страсть! (К.П.). Короткий гром гремел все чаще (К.П.). Шумливы только мелкие речки (В.Пес.). Я очень доволен, что вы родом из этого привлекательного городка (К.П.). Идти предстояло вдоль берега (К.С.). Около перевала нас застали сумерки (К.П.). История – лучший драматург, она позволяет себе любые условности, симметрию почти геометрическую (Д.Гр.). Чем больше знает человек, тем резче он воспринимает, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее (К.П.). Рано утром мы вышли с Трояновским узнать ситуацию под Калугой (К.С.). Тут работы много. Дома у нас никого не было, наши ушли в гости (Л.К.).

    1. Выпишите выделенные слова; назовите, к каким частям речи они относятся.
    2. Шесть выделенных слов разберите по частям речи.
    3. Весь корабль провожал Варю (В.Г.). Зайчиков открыл глаза так медленно, словно даже это движение требовало от него неимоверного усилия (К.С.). Я заметил, что человека втрое больше мучает вид предмета, если он не знает его названия (В.Кат.). Очень хорошо в кафе бывало в сумерки (К.П.). Давыдов ехал неспешным, но широким шагом (М.Ш.). Мы довольно долго ждали (В.Кав.). Батюшки! Бубенцы словно ревут за самой нашей спиной…(И.Т.). Ох, уж эта мне молодёжь! (К.П.). Он молча стоял и слушал женщину, глядя поверх её головы туда, где у крайних домиков, прямо в степи, разгружался эшелон (К.С.). Хотя мы, русские, к снегу привычны и даже любим его, но всю жизнь удивляемся, когда он приходит, да еще такой озорной и сильный (К.С.). Мы брели вдоль пристаней (К.С.). После бури волны залива успокаиваются медленно, и берега в течение многих часов сотрясает мертвая зыбь (К.П.). Толя-капитан дальше всех закидывал самолов (К.П.).Они стояли рядом с нами и смотрели на красавец теплоход без всяких признаков восторга, как смотрят на разлучника, ибо в Антарктиду провожают надолго (В.Сан). Лошадь шла крупной рысью (К.П.). Тут мало выследить зверя (В.Пес.). Любить лишь можно только раз (С.Е.).

    1. Выпишите выделенные слова; назовите, к каким частям речи они относятся.
    2. Шесть выделенных слов разберите по частям речи.
    3. Зуб часто прикусывает язык, и они все же остаются друзьями (Посл.). Что это на метафоры вас потянуло? Алексей никогда и не подозревал, что у него столько друзей (Б.П.). Ему было хорошо, спокойно (Б.П.). Услышав от нас, что мы пробудем здесь максимум сутки и отплывем обратно с одним из первых пароходов, ребята написали в свою редакцию… (К.С.). Вечером того же дня я приехал в просторный и тихий городок Опочну (К.П.). Писал стихи, спал два-три часа, а если не успевал, то прямо садился в машину и ехал опять на фронт (К.С.). «Здравствуй, девушка!» – вдруг услышала она спокойный голос человека (К.П.). Мы все реже разговаривали с Романиным (К.П.). Вошло довольно много народу и стало строиться в одну шеренгу (К.С.). Кирюшкин всегда зимовал с женой – тоже немаловажное преимущество, поскольку готовила Мария Савельевна вкусно, не давала распускаться языкам и держала горячую молодежь в узде (В.Сан.). Николаю поручили договориться насчет машины (В.Сан.). Они шли вдоль набережных Невы (К.П.). Он, конечно, прав (К.С.). Но больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии (К.П.). Облака плыли медленнее, тени их стали тоньше, прозрачнее (М.Г.). Лошади шли шагом (К.П.). Тогда я много писал (К.П.). За ночь наши займут оборону…(В.Бог.).

    1. Выпишите выделенные слова; назовите, к каким частям речи они относятся.
    2. Шесть выделенных слов разберите по частям речи.
    3. Я уже давно, хотя и смутно, понимал, что уметь составлять стихи еще не значит быть поэтом (В.Кат.). Мы как-то забываем, что достоинство не только личное достояние граждан, но это и достояние общества (Из газ.). Благодаря им я смог поделиться своими мыслями о Чехове, обаятельном человеке и замечательном писателе (К.П.). Все эти мысли промелькнули у него в течение одной секунды (К.С.). Лучше всего было в лесах (К.П.). Лицо у нее было по-детски чисто и спокойно (К.П.). Ему приятно было щегольнуть перед Гуреевым своей удачливостью (Д.Гр.). Тишина, ах, какая стоит тишина! Даже шорохи ветра не часты и глухи (М.Алигер). Наперекор осенним ветрам и утренним заморозкам ивнячок озорно махал своими все еще пышными ветвями (Б.П.). Нельзя жить только сегодняшним, ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее (Павленко). Ой, Глоба, да ты ли это? (К.С.). У каждого цветка свой аромат (Посл.). Все 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны предстают перед нами как пора величайшей стойкости и безмерного героизма нашего народа (Из газ.).

    1. Выпишите выделенные слова; назовите, к каким частям речи они относятся.
    2. Шесть выделенных слов разберите по частям речи.
    3. Обычно он прибегал на школьный двор раньше всех (Е.П.). Неясная речь – это мутное зеркало (Посл.). Я отлично помню, что и где лежит в этом большом ящике (Л.Л.). Есть люди, которые хорошо пишут, но не умеют давать названия своим вещам (К.П.). Он чувствовал, что командиру бригады недосуг долго с ним разговаривать (К.С.). А утром еще больше звуков! (В.Пес.). Только попади тебе – хап, и проглотишь (К.П.). Огонь все усиливался (К.С.). Я мог определенно сказать, что не так давно, судя по всему – позавчера днем, здесь побывали два или три человека, сидели, курили и закусывали. Причем это стреляные воробьи и весьма осторожные (В.Б.). По мере роста человеческих потребностей лес все щедрее раскрывал свои кладовые… (Л.Л.). Насчет погоды я знал только одно: в Заполярье прекрасная погода (В.Кав.). «Оно, видно, работа-то не мед», – говорили соседи (К.П.). Пышнее кучевых облаков зелеными клубами из земли поднимались ветлы (В.Сол.). Становилось веселее, голоса звучали громче, заглушая дальний шум возни машин (М.Г.). Порывами налетал холодный ветер (К.П.). Газонов в Стокгольме чрезвычайно много…(В.Чив.). Следовало торопиться, чтобы затемно добраться до своих.

    1. Выпишите выделенные слова; назовите, к каким частям речи они относятся.
    2. Шесть выделенных слов разберите как части речи.
    3. Тише всего в классе у новичков (К.П.). Мы идем по траншее, и как раз в это мгновение раздается свист (В.Суб.). Случилось все это так неожиданно, что никто даже не понял, что произошло… (Б.П.). Хорошо было, зарывшись в теплое сено, слушать звуки этой ночи … (Б.П.). Этот дождь шел неделями (К.П.). Почти любой город ночью по-особому интересен (В.Пес.). Он еще раз презрительно пожал плечами – и шлеп по пустому пространству стола (Л.К.). Пусть себе едет на дачу … (Ю.Г.). А что это за гора? Да это же стена! (В.Пес.). Я уже давно, хотя и смутно, понимал, что уметь составлять стихи еще не значит быть поэтом (В.Кат.). Внутри стога построена комната (К.С.). Отбросив папиросу, я встал навстречу Наташе (К.П.). С каждым днем становилось все теплее (В.Сан.). Всем известно, что Пушкин писал лучше всего осенью (К.П.). Мы, не теряя времени, пошли следом (К.П.). … и будет мало солнца в моей почти законченной книге (К.П.). Когда Митя подходил, она одна не работала, как бы чувствуя свою некую особенность среди прочих … (И.Б.). Он пронесся мимо точно молния.

    1. Выпишите выделенные слова; назовите, к каким частям речи они относятся.
    2. Шесть выделенных слов разберите как части речи.
    3. Шумливы только мелкие речки (В.Пес.). Во время еды Борис надевает наушники, будто бы что-то проверить, но я вижу: просто слушает журавлей (В.Пес.). Единственный экскаватор не работал ввиду отсутствия запасных частей (К.П.). Скалы и горные холмы, то ярко освещенные, то скрытые легкими полутенями, то и дело менялись в цвете, будто во что-то играли между собой (Павленко). Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым (Л.Т.). Всем известно, что Пушкин писал лучше всего осенью (К.П.). В лугах было совсем пусто (К.П.). – Батюшки! – изумился Тонкий. – Миша! Друг детства! (Ч.). Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости (К.П.). Спустя тридцать лет он вспоминал об этом без всякого тщеславия, мимоходом, лишь в связи с Монжем (Д.Гр.). Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дождик, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова (К.П.).

    1. Выпишите выделенные слова; назовите, к каким частям речи они относятся.
    2. Шесть выделенных слов разберите как части речи.
    3. то был, пожалуй, один из самых ярких примеров целесообразности (К.П.). У меня вызывает восторг это бурление по поводу выборов (Из газет ). Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера (Соколов-Микитов). В 1937 году на Северном полюсе была создана первая советская дрейфующая станция (Из газет ) . С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» (К.П.). Иные места покидаешь и все думаешь, что когда-нибудь сюда вернешься. Это легче, чем оставлять места, хорошо зная, что ты уезжаешь навсегда (К.П.). В лесу было безветренно, тепло (К.П.). Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате (К.П.). Возражать всерьез было нельзя (Д.Гр.). Это вряд ли прибавит что-либо существенное к тому, что уже сказано (К.П.).



 
« Пред.
Опросы
В чём причина снижения уровня владения русским языком у граждан бывших советских республик?

Кто на сайте?