Главная  
20.01.2018 г.
Краткие новости
Заместитель декана Филологического факультета СПбГУ д.ф.н. А.С.Асиновский в интервью корреспонденту журнала "Санкт-Петербургский государственный университет" рассказал об итогах прошедшей 29-31 октября 2007 года Первой Международной конференции "Проблемы создания новых учебников по русскому языку для стран СНГ"

        Подробнее...
 
Контрольно-справочные материалы. - Учебная программа Печать E-mail
Автор Administrator   
22.11.2007 г.
Оглавление
Учебная программа
Термины
Вопросы к коллоквиумам
Вопросы к зачетам (Дневное отделение)
Вопросы к экзамену (Дневное отделение)
Практические задания к экзамену (Дневное отделение)
Диктанты (примерные тексты)
Контрольные работы по морфологии (Дневное отделение)
Вопросы к зачетам (Заочное отделение)
Вопросы к экзаменам (Заочное отделение)
Домашние контрольные работы по морфологии

Контрольная работа по морфологии
современного русского языка для студентов дневного отделения
Часть 5

Контрольная работа №1
(Тема: Имя существительное. IV семестр )

Вариант 1

  1. Определите лексико-грамматический разряд имени существительного (конкретное, абстрактное и т. д.).

    Вазелин, мышление, тряпьё, армянин, коллектив, идея.

  2. Дайте характеристику именам существительным с точки зрения одушевленности/неодушевленности.

    Килька, шляпа, войско, народ, кукла, стая.

  3. Укажите род имен существительных с учетом критериев распределения по родам.

    Меню, Батуми, пари, сараишко, туфли, тихоня, инженер, весы, певец.

  4. Определите значение числа имен существительных и способы его выражения.

    Сталь, щи, темнота, часы, красота, большинство.

  5. Определите тип склонения существительных.

    Крыша, счастье, путь, племя, Нежин, заливное.

  6. Запишите следующие имена существительные в форме им. п. мн. ч.

    Парус, провод, год, инспектор, сторож, якорь, учитель, колено, бор, верх, воз.

  7. Запишите следующие существительные в форме род. п. мн. ч.

    Грамм, чулок, носок, томат, платье, квашня, курица, сын, комментарий, простыня, болотце.

  8. Образуйте форму тв. п. ед. ч.

    Церковь, колено, Тихвин, Дарвин, Пришвин.

  9. Определите способы образования существительных.

    Дубняк, Кузбасс, РФ, судомеханик, пятидесятилетие, платье-халат, раскол, раненый, творчество.

  10. Сделайте разбор выделенных имен существительных как части речи.

    Я уходил от Петрова под его обаянием , с желанием завтра же во весь голос сказать через газету то, что не просто приказал, а в чем меня убедил командующий (В.Карпов).

Вариант 2

  1. Определите лексико-грамматический разряд имени существительного (конкретное, абстрактное и т. д.).

    Красота, дым, толпа, радость, суп, лампочки.

  2. Дайте характеристику именам существительным с точки зрения одушевленности/неодушевленности.

    Студенчество. сани, молоко, жюри, зубрила, туз, ансамбль.

  3. Укажите род имен существительных с учетом критериев распределения по родам.

    Вуз, шимпанзе, толь, забияка, шампунь, сараишко, меню, ТНУ, тихоня.

  4. Определите значение числа имен существительных и способы его выражения.

    Знание, масло, большинство, очки, профессура, каша.

  5. Определите тип склонения существительных.

    Тихвин, лапша, ненастье, Чаплин, Дюма, ученый.

  6. Запишите следующие имена существительные в форме им. п. мн. ч.

    Якорь, учитель, орден, плуг, верх, ветер, время, трактор, ястреб, бор.

  7. Запишите следующие существительные в форме род. п. мн. ч.

    Томат, рельс, комментарий. осетин, монгол, квашня, апельсин, цех, побережье.

  8. Образуйте форму тв. п. ед. ч.

    Лапша, Останкино, Добров (фамилия), камыш, платьице.

  9. Определите способы образования существительных.

    Побережье, рыболовство, переход, трудящиеся, СНГ, вуз, госбанк.

  10. Сделайте разбор выделенных имен существительных как части речи.

    Какие прекрасные возможности для воспитания и развития детей кроются в этой замечательной поре! Я приучил малышей быть на морозе , дышать чистым морозным воздухом! (В.Сухомлинский ).

Вариант 3

  1. Определите лексико-грамматический разряд имени существительного (конкретное, абстрактное и т. д.).

    Известь, ивняк, дядя, зима, минута, красота.

  2. Дайте характеристику именам существительным с точки зрения одушевленности / неодушевленности.

    Народ, сырьё, Петербург, стая, ферзь, кенгуру.

  3. Укажите род имен существительных с учетом критериев распределения по родам.

    Жабо, пальтишко, сумерки, манжеты, библиотекарь, Сухуми, мозоль, ЦУМ.

  4. Определите значение числа имен существительных и способы его выражения.

    Долг, овёс, отруби, валенки, студенчество, масло.

  5. Определите тип склонения существительных.

    Мышь, рабочий, Киев, Синицын, кашне, строительство.

  6. Запишите следующие имена существительные в форме им. п. мн. ч.

    Хлеб, трактор, обшлаг, конструктор, пропуск, кузов, повод, выбор, почерк, торт.

  7. Запишите следующие существительные в форме род. п. мн. ч.

    Чулок, няня, ботинок, румын, молдаванин, блюдце, одеяльце, ребенок, яблоко.

  8. Образуйте форму тв. п. ед. ч.

    Туча, свеча, Ростов (город), Куприн, печеньице.

  9. Определите способы образования существительных.

    Покрывало, Закавказье, самоучитель, верующий, МГУ, физкультура, переход, сталевар, зарплата.

  10. Сделайте разбор выделенных имен существительных как части речи.

    В древесной листве , сочной, тяжелой, темно-зеленой, чувствовалось много силы, в воздухе, несмотря на пасмурность, была разлита летняя теплота , а в лесных лужах, прозрачных и теплых (на ощущение босой ноги), не плавало ни одного сбитого непогодой листа (В.Сол.).

Вариант 4

  1. Определите лексико-грамматический разряд имени существительного (конкретное, абстрактное и т. д.).

    Мебель, единство, медь, камышинка, доброта.

  2. Дайте характеристику именам существительным с точки зрения одушевленности / неодушевленности.

    Насекомое, табун, крестьянство, сливки, шимпанзе, инженер.

  3. Укажите род имен существительных с учетом критериев распределения по родам.

    ГЭК, попурри, письмишко, вуаль, лежебока, Ялта, шоссе, рояль.

  4. Определите значение числа имен существительных и способы его выражения.

    Запад, дрожжи, друзья, финансы, салями, масло.

  5. Определите тип склонения существительных.

    Плечо, столовая, Попов, Берлин, Гюго, кенгуру.

  6. Запишите следующие имена существительные в форме им. п. мн. ч.

    Лагерь, договор, счет, отпуск, шефер, цех, бухгалтер, опенок, том, борт.

  7. Запишите следующие существительные в форме род. п. мн. ч.

    Капля, теленок, сук, кочерга, татарин, партизан, носок, чулок, абрикос, грамм.

  8. Образуйте форму тв. п. ед. ч.

    Бандероль, шампунь, Пушкино, Скрябин, плющ, свеча.

  9. Определите способы образования существительных.

    Гостиная, НЭП, лесостепь, заозерье, фильм-спектакль, детдомовец.

  10. Сделайте разбор выделенных имен существительных как части речи.

    Опорожнив вторую миску жидкой пшенной каши, слегка сдобренной салом , дед Щукарь пришел в состояние полного довольств а и легкой сонливости (М.Ш.).

Вариант 5

  1. Определите лексико-грамматический разряд имени существительного (конкретное, абстрактное и т. д.).

    Шоколад, осинник, борьба, конфета, прогулка, крестьянство.

  2. Дайте характеристику именам существительным с точки зрения одушевленности / неодушевленности.

    Молодежь, кумир, коллектив, железо, каникулы, рабочий.

  3. Укажите род имен существительных с учетом критериев распределения по родам.

    Атташе, Женя, сливки, холодище, КВН, Баку, зубрила.

  4. Определите значение числа имен существительных и способы его выражения.

    Локоть, грязь, Альпы, легкие, окна, волк, овес.

  5. Определите тип склонения существительных.

    Крыша, Колпино, мастерская, Дружинин, Дюма, вещь.

  6. Запишите следующие имена существительные в форме им. п. мн. ч.

    Директор, катер, корректор, порт, почерк, зуб, мех, щенок, дно, счет, конюх.

  7. Запишите следующие существительные в форме род. п. мн. ч.

    Низовье, подмастерье, снадобье, колено, зять, муж, лист, дядя, простыня, ананас.

  8. Образуйте форму тв. п. ед. ч.

    Роща, Бородино, дверь, Чаплин, Лунин, вуаль, толь.

  9. Определите способы образования существительных.

    Ученый, договор, предплечье, киловатт-час, глушь, приближение, авиабилет, ТЭЦ.

  10. Сделайте разбор выделенных имен существительных как части речи.

    Я уходил от Петрова под его обаянием , с желанием завтра же во весь голос сказать через газету то, что не просто приказал, а в чем меня убедил командующий … (В.Карпов)

Контрольная работа 2

(Тема: Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. 1У семастр )

Вариант 1

  1. Определите лексико-грамматические разряды имен прилагательных (по Гр–80 и школьной грамматике).

    Шерстяное платье, верблюжье одеяло, интересное произведение, смешная история, тетин шарф, заячья шуба.

  2. Образуйте краткие формы имен прилагательных, отметьте особенности их образования. Если образование форм невозможно, объясните причину.

    Быстрый, горелый, коричневый, утиный.

  3. От данных прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.

    Трудный, свежий.

  4. Просклоняйте имена существительные.

    Братов, лисий, свеж.

  5. Определите разряд имен числительных по структуре и грамматическим признакам.

    5, 55, 555, 500, пятеро, 1/5 , 0,5.

  6. Просклоняйте:

    Обе стороны, 456798 .

  7. Раскройте скобки, выберите нужное числительное.

    Четыре, четверо (телевизор, отдыхающий, лисенок, балерина, сани).

  8. Определите разряд местоимений по значению и категориальной соотносительности.

    Любой, там, почему-то, кто, наш.

  9. Запишите местоимения в начальной форме.

    Его (пальто), (видел) его, ни к кому, в нашем, нескольких.

  10. Сделайте разбор выделенных слов по частям речи.

    Кому-то предстояло взять на себя ответственность, кто-то должен был сказать первое слово (В.Сан.). Полтора часа под непрерывно сыпавшим снегом люди по очереди дремали, кто прямо в танке, кто на башне (К.С.). У булочной сгружают ящики со свежевыпеченным хлебом.

Вариант 2

  1. Определите лексико-грамматический разряд имен прилагательных (по Гр–80 и школьной грамматике).

    Крымские вина, стальные нервы, охотничья собака, добрый характер, лесникова изба, горячий спор.

  2. Образуйте краткую форму имен прилагательных, отметьте особенности их образования. Если образование форм невозможно, объясните причину.

    Умный, товарищеский, сиреневый, гусиный.

  3. От данных прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.

    Трудолюбивый, глубокий.

  4. Просклоняйте имена прилагательные:

    Танин, собачий, весел.

  5. Определите разряд имен числительных по структуре и грамматическим признакам.

    1, 11, 100, 111, десятеро, 1/11 , 0,1.

  6. Просклоняйте:

    Двое друзей, 749658.

  7. Раскройте скобки, выберите нужные числительные.

    Три, трое (девушка, прохожий, щенок, очки, студент).

  8. Определите разряд местоимений по значению и категориальной соотносительности.

    Сколько, никуда, что-нибудь, чей, себя.

  9. Запишите местоимения в начальной форме.

    К чему, о чьих-нибудь, самое, не о ком, себя.

  10. Сделайте разбор выделенных слов по частям речи.

    Мои хозяева … что-то начали обсуждать на своем языке, причем глаза всех троих невольно косили на багаж автомобиля (В.Сол.). Тихон Петрович поехал на нем в город по делам питомника, а кстати и за кое-какой рассадой (К.П.). Должен сказать, что я разу не встретил специалиста, который не нашел бы возражения против даже самого совершенного проекта (К.П.).

Вариант 3

  1. Определите лексико-грамматический разряд имен прилагательных (по Гр–80 и школьной грамматике).

    Птичий хор, поверхностный слой, поверхностные знания, интересная программа, вечерние сумерки, романтическая девушка.

  2. Образуйте краткие формы имен прилагательных, отметьте особенности их образования. Если образование форм невозможно, объясните причину.

    Голубой, быстрый, судоходный, сухой.

  3. От данных прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.

    Доброжелательный, хороший.

  4. Просклоняйте имена прилагательные.

    Сестрин, волчий, добр.

  5. Определите разряд имен числительных по структуре и грамматическим признакам.

    2, 12, 20, 22, 200, двое, 1/2, 0,2.

  6. Просклоняйте:

    Полторы страницы, 347698.

  7. Раскройте скобки, выберите нужное числительное.

    Четыре, четверо (книга, учащийся, котенок, тракторист, сани).

  8. Определите разряд местоимений по значению и категориальной соотносительности.

    Некогда, здесь, любой, ее, чей-то.

  9. Запишите местоимения в начальной форме.

    Никому, ваших, сколькими, с тобой, не к кому.

  10. Сделайте разбор выделенных слов по частям речи.

    Кто за глаза клевещет на меня , тот боится меня, а кто в глаза хвалит меня, тот презирает меня (Посл.). Чем талантливе е человек, тем больше у нас обязательств перед ним (К.П.). Тысячи романов уже написаны, тысячи будут написаны, а все это называется любовью… (В.Сол.).

Вариант 4

  1. Определите лексико-грамматический разряд имен прилагательных (по Гр–80 и школьной грамматике).

    Шелковая ткань, железный характер, братова шапка, симферопольский завод, зеленая трава, вкусный торт.

  2. Образуйте краткие формы имен прилагательных, отметьте особенности их образования. Если образование форм невозможно, объясните причину.

    Отличный, ласковый, лисий, дружеский.

  3. От данных прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Если это невозможно сделать, объясните причину.

    Реальный, робкий, сухой.

  4. Просклоняйте имена прилагательные:

    Рыбачий, Наташин, весел.

  5. Определите разряд имен числительных по структуре и грамматическим признакам.

    6, 16, 60, 66, 600, шестеро, 6 ? , 0,6.

  6. Просклоняйте

    ? высоты, 789.

  7. Раскройте скобки, выберите нужные числительные.

    Котят (четверо, четыре), студенток (семеро, семь), суток (пятеро, пять), нас (шестеро, шесть).

  8. Определите разряд местоимений по значению и категориальной соотносительности.

    Оттуда, наш, всяко, где, они, ничей, столько.

  9. Запишите местоимения в начальной форме.

    К тебе, перед кем, не о чем, некоей, (встретив) ее, стольких, о чем-нибудь.

  10. Сделайте разбор выделенных слов по частям речи.

    На латинской основе построена письменность 70 языков, на них говорит 30% населения мира. С годами каждая новая зима казалась Тихону Петровичу длиннее прошлогодней (КП.). Может, и сам я кое в чем виноват (К.С.).

Вариант 5

  1. Определите лексико-грамматический разряд имен прилагательных (по Гр– 80 и школьной грамматике).

    Двухэтажный дом, волчий аппетит, счастливый день, дедушкин валенок, ялтинский парк, веселая улыбка.

    2. Образуйте краткие формы имен прилагательных, отметьте особенности их о образования. Если образование форм невозможно, объясните причину.

    Деловой, смешной, сиреневый, бойкий.

  2. От данных прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Если это невозможно сделать, объясните причину.

    Дешевый, лисий, научный.

  3. Просклоняйте имена прилагательные.

    Отцов, радостен.

  4. Определите разряд имен числительных по структуре и грамматическим признакам.

    4, 14, 40, 44, 400, четверо, 4 ? , 0,4.

  5. Просклоняйте:

    Обе ладони, 324598.

    7. Раскройте скобки, выберите нужные числительные.

    (Два, две, оба, обе, двое) девушек, юношей, прохожих, квартир, ворот.

  6. Определите разряд местоимений по значению и категориальной соотносительности.

    Кое-где, никакой, иногда, вы, твой, откуда, любой.

  7. Запишите местоимения в начальной форме.

    О них, о чем-нибудь, не перед кем, вас, ее (платье), чьего-либо, иному.

  8. Сделайте разбор выделенных слов по частям речи.

    Надо было остановиться <…>и смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над полесьем к теплому югу (К.П.). Комната была небольшая, пятерым трудно разместиться.. Хорошо может видеть людей и землю только тот , кто их любит (К.П.).

Контрольная работа №3

(Тема: Глагол. V семестр )

Вариант 1

  1. Подберите к глаголам (где возможно) видовые пары, укажите способ образования видовых пар.

    Выдавать, дарить, издавать, искать, батрачить, велеть .

  2. Выделите основы глаголов, определите класс.

    Жалеть, жалить, выпилить, зимовать, переводить, устроить, издать .

  3. Образуйте все возможные формы глагола от основ инфинитива и от основы настоящего (будущего) времени.

    Раздаваться, перестроить.

  4. Определите залог глагола по Гр–60 и Гр–80.

    Если самым скромным, простым перечислением, как это делается в оглавлениях, напомнить, что взялся и сумел рассказать своим соотечественникам и всему миру Маяковский, то и тогда возникает ошеломляющий перечень тем (Л.Кассиль).

  5. Назовите спряжение глагола и способ его определения. Образуйте формы

    3-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени и формы повелительного наклонения. Запишите их по образцу:

    Инфинитив Спр. Способ опред. 3 л.ед.ч. наст. 3 л.мн.ч.наст. Повелит.

    Спряжен. или буд.пр.вр. или буд.прост. наклон.

    Бороться

    Лечь

    Обидеться

    Взять

    Пересмотреть

    Курлыкать

    Дышать

    Молоть

    Мочь

  6. Определите, к какому морфу относится подчеркнутая часть слова (по Гр–80 и по школьному учебнику).

    Нести, употребить, стеречь, повтори, поиграй, определите, перебраться, советуюсь.

  7. Сделайте полный морфологический разбор глаголов (как части речи).

    Солнце начало припекат ь , ноги разгорячились от ходьбы, и мы приглядывали место, где бы покупаться (В.Солоухин ). Прочитайте эту книгу, и вы узнаете много интересного. На востоке быстро светлело , розовело.

Вариант 2

  1. Подберите к глаголам (где возможно) видовые пары, укажите способ образования видовых пар.

    Стукнуть, переписать, телеграфировать, читать, ждать, радоваться .

  2. Выделите основы глаголов, определите класс.

    Говорить, советовать, смотреть, вскрывать, добреть, дышать, строить.

  3. Образуйте все возможные формы глагола от основ инфинитива и от основы настоящего (будущего) времени.

    Решать, найти.

  4. Определите залог глагола по Гр–60 и Гр–80.

    Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимание. (К.П.) .

  5. Назовите спряжение глагола и способ его определения. Образуйте формы 3-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени и формы повелительного наклонения. Запишите их по образцу:

    Инфинитив Спр. Способ опред. 3 л.ед.ч. наст. 3л.мн.ч.наст. Повелит.

    спряжения или буд.пр.вр. или буд.прост. наклон.

    Махать

    Подписать

    Дышать

    Держаться

    Воскликнуть

    Прилечь

    Продолжить

    Плескать

    Кормить

    Поберечь

  6. Определите, к какому морфу относится подчеркнутая часть слова (по Гр–80 и по школьному учебнику).

    Нести, встать, улыбнитесь, беречь, радуемся, выполняй, тревожусь, перестроиться .

  7. Сделайте полный морфологический разбор выделенных глаголов (как части речи).

    Мне не хотелось бы говорить о своем собственном литературном опыте. Это вряд ли прибавит что-либо существенное к тому, что уже сказано… Писателю, когда он работает, нужны спокойствие и, по возможности, отсутствие забот. (К.П.) Заканчивайте свой рассказ.

Вариант 3

  1. Подберите к глаголам (где возможно) видовые пары, укажите способ образования видовых пар.

    Признавать, следовать, конкретизировать, написать, говорить, идти.

  2. Выделите основы глаголов, определите класс.

    Гулять, терпеть, выпилить, засохнуть, опубликовать, убеждать, засмеяться.

  3. Образуйте все возможные формы глагола от основ инфинитива и от основы настоящего (будущего) времени.

    Исполнить, радовать.

  4. Определите залог глагола по Гр–60 и Гр–80.

    Работать этому человеку было трудно. С ним мало считались. Работал он в тишине, никому не надоел… Приведу здесь некоторые из этих записей. Я упорядочил их и несколько расширил. ( К.П.) .

  5. Назовите спряжение глагола и способ его определения. Образуйте формы 3-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени и формы повелительного наклонения. Запишите их по образцу:

    Инфинитив Спр. Способ опред. 3 л.ед.ч. наст. 3л.мн.ч.наст. Повелит.

    спряжения или буд.пр.вр. или буд.прост. наклон.

    Вытерпеть

    Достигнуть

    Смотреть

    Тянуться

    Выслать

    Свистнуть

    Услышать

    Говорить

    Баловаться

    Писать

  6. Определите, к какому морфу относится подчеркнутая часть слова (по Гр-80 и по школьному учебнику).

    Пересмотреть, перейти, печь, выучи, пробирайся, прочитайте, одеться, любуясь.

  7. Сделайте полный морфологический разбор выделенных глаголов (как часть речи).

    День жизни – это совсем не так просто и не так мало, как может показаться . Попробуйте вспомнить любой день минута за минутой… и вы убедитесь , что восстановить весь этот поток времени можно только написав книгу, если не две, а то и все три. (К.П. ). С утра потеплело .

Вариант 4

  1. Подберите к глаголам (где возможно) видовые пары, укажите способ образования видовых пар.

    Хвалить, настраиваться, беседовать, засолить, найти, улыбнуться, поблагодарить .

  2. Выделите основы глаголов, определите класс.

    Достигать, открыть, обидеть, толкнуть, зеленеть, говорить, начинать.

  3. Образуйте все возможные формы глагола от основ инфинитива и от основы настоящего (будущего) времени.

    Добавить, умываться.

  4. Определите залог глагола по Гр–60 и Гр–80.

    Запомнит, жить, отдыхать, рассказать, дарить, радоваться, здороваться.

  5. Назовите спряжение глагола и способ его определения. Образуйте формы 3-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени и формы повелительного наклонения. Запишите их по образцу:

    Инфинитив Спр. Способ опред. 3 л.ед.ч. наст. 3л.мн.ч.наст. Повелит.

    спряжения или буд.пр.вр. или буд.прост. наклон.

    Плясать

    Терпеть

    Полыхать

    Подписать

    Крикнуть

    Колоть

    Хотеть

    Поесть

    Купить

    Достигнуть

  6. Определите, к какому морфу относится подчеркнутая часть слова (по Гр–80 и по школьному учебнику).

    Хотеть, вести, выскочите, помочь, доверяем, вытрите, читай, умывайся.

  7. Сделайте полный морфологический анализ глаголов (как части речи).

    Чехов в молодости умел писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире (К.П.). Похолодало в воздухе, солнце спряталось, Вихров все же не возвращался (Л.Л.) . С тех пор я подолгу живал в деревенских избах (К.П.). Встаньт е утром пораньше, и вы увидите , как прекрасна наша земля .

Контрольная работа № 4

(Тема: Наречия. Безлично-предикативные слова. Служебные части речи.

V семестр )

Вариант 1

  1. Определите, к каким разрядам относятся данные наречия и как они образованы.

    Надвое, пешком, вперемешку, днем, спьяну, невдалеке, ежедневно, трижды, шестью, навстречу, по-товарищески.

  2. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

    Пора печку топить. Труднее всего помнить, когда это началось. Толя лучше всех умел забрасывать удочку. В лесах было совсем пусто (К.П.) Работает он быстро , хорошо. Я не любил ее раньше, потому что не любил людей, которые слишком громко смеются. (А.Чак) . Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым (Л.Т.).

  3. Распределите данные предлоги по происхождению и по структуре, назовите падежи, с которыми они употребляются.

    Из-под, благодаря, в течение, мимо, к, вокруг, несмотря на, вследствие, позади, путем.

  4. Распределите данные союзы по значению и структуре.

    Несмотря на то что; хотя… но; или; зато; не столько, сколько; чтобы.

  5. Сделайте полный разбор по частям речи выделенных в тексте слов.

    Он молча стоял и слушал женщину, глядя поверх ее головы туда, где у крайних домиков, прямо в степи, разгружался эшелон (К.С.). Ой, холодно ! Несмотря на то, что погода была сухой, урожай на огороде собрали хороший.

Вариант 2

  1. Определите, к каким разрядам относятся данные наречия и как они образованы.

    Поутру, рановато, осенью, второпях, сгоряча, очень, впятером, вприпрыжку, прочь, отлично.

  2. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова:

    Учиться никогда не поздно (Посл.). Город было трудно узнать (К.П.). С годами каждая новая зима казалась Тихону Петровичу длиннее прошлогодней (К.П.). Гораздо позже из записок Миклухо-Маклая я узнал ою этом (К.П.). Вокруг одинокой кузницы было безлюдно и пусто (М.Ш.). Удивительно легко было дышать (К.П.).

  3. Распределите данные предлоги по происхождению и по структуре, назовите падежи, с которыми они употребляются.

    По; навстречу; вдоль; в продолжение; над; спустя; за счет; кругом; из-под.

  4. Распределите данные союзы по значению и структуре.

    Однако; или (=то есть); не только, но и…; да (=но); так что; хотя; и; либо… либо; точно.

  5. Сделайте полный разбор по частям речи выделенных в тексте слов.

    Разве легко носить всю жизнь тоску о почти призрачном, дальнем и жажду выразить все это в новых красках (К.П.). Она тихо шумела , хотя ветра не было (К.П.). Они шли вдоль набережных Невы (К.П.). « О-о !» – почтительно воскликнули девушки (В.Сан.).

Вариант 3

  1. Определите, к каким разрядам относятся данные наречия и как они образованы.

    Наедине, вечером, спьяну, изредка, нарочно, затемно, рано, дважды, быстро, молча.

  2. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

    Во время туманов слышно , как ревут сирены на далеких маяках (К.П.). Становилось веселее , голоса звучали громче , заглушая дальний шум возни машин (М.Г.). Плавать по морю необходимо (В.Пес.). Строжайше были запрещены прогулки по платформе и Народному саду (Л.Кас.). От этого мой внутренний мир становился богаче (К.П.).

  3. Распределите данные предлоги по происхождению и по структуре, назовите падежи, с которыми они употребляются.

    Из-за; подобно; по причине; путем; к; благодаря; согласно; в продолжение; с; по вопросу.

  4. Распределите данные союзы по значению и структуре.

    На; потому что; то… то; как только; да (=и); не столько, сколько; или; несмотря на; то что; а; так как.

  5. Сделайте полный разбор по частям речи выделенных в тексте слов.

    « Ого , широкий фронт у вас образовался», – не вытерпел Дробышев (Д.Гр.). Я шел лугами к одному довольно таинственному озеру (К.П.). Единственный экскаватор не работал ввиду отсутствия запасных частей (К.П.). Кипрей разрастается на гарях неспроста (К.П.). Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым (Л.Т.).

Вариант 4

  1. Определите, к каким разрядам относятся данные наречия и как они образованы.

    По-дружески, хорошенько, невдалеке, вправо, назло, всячески, вечером, вчетвером, пятью, вприкуску.

  2. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

    Всем известно , что Пушкин писал лучше всего осенью (К.П.). Вот и праздник – пора отдохнуть (Некр.). Толя-капитан дальше всех закидывал самолов (К.П.). Ромадина трудн о увидеть в Москве. Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по лесам и лугам, уже готовым к приходу зимы (К.П.). Я не знал, что полярные путешественники ценят ее дороже золота потому, что алыча – надежное средство против цинги (К.П.).

  3. Распределите данные предлоги по происхождению и по структуре, назовите падежи, с которыми они употребляются.

    По пути к; с; благодаря; согласно; в продолжение; путем; несмотря на; из-за; через;к.

  4. Распределите данные частицы по значению, происхождению и структуре.

    Разве, что-то, не, прямо, себе, ли, уж, это, просто.

  5. Сделайте полный разбор по частям речи выделенных в тексте слов.

    Во время еды Борис надевет наушники, будто бы что-то проверить, но я вижу: просто слушает журавлей (В.Песк.). Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди , тем свежее становилось на сердце, тем легче , как бы сами по себе, ложились на бумагу слова. (К.П.). « Ого !» -- с завистью выдохнули мальчишки.

Вариант 5

  1. Определите, к каким разрядам относятся данные наречия и как они образованы.

    Творчески, вприпрыжку, втроем, по-доброму, врассыпную, направо, пятью, слева, замуж, отлично.

  2. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

    Сильнее запахли травы, хлеба и земля (К.П.). Становилось веселее , голоса звучали громче, заглушая дальний шум возни машин (М.Г.). Охота мне ее повидать (К. П.). Возражать всерьез было нельзя (Д.Г.). Было тихо , тепло (Б.П.) . Жизнь в маленьком доме Власовых потекла более тихо и спокойно (М.Г.). Было светло, торжественно, радостно (А.Чак.) .

  3. Распределите данные предлоги по происхождению и по структуре, назовите падежи, с которыми они употребляются.

    В течение; к; позади; в связи с; ввиду; исключая; впереди; от; вдоль по; благодаря.

  4. Распределите данные союзы по значению и структуре.

    Да (=но); или… или; несмотря на то что; чтобы; то есть; зато; что; благодаря тому что.

  5. Сделайте полный разбор по частям речи выделенных в тексте слов.

    А мыс Лукулл – это всего лишь порог того дома, который зовется Севастополем (П.С.). Истинное счастье – это прежде всего удел знающих , а не невежд (К.П.). Около этих столбов теплее , чем в лесу (К.П.). Ох , какие мы были тогда остряки! (В.Кат .)


 
« Пред.
Опросы
В чём причина снижения уровня владения русским языком у граждан бывших советских республик?

Кто на сайте?