Главная arrow Информационный раздел arrow Мониторинг arrow Казахстан  
18.01.2018 г.
Казахстан Печать E-mail
Автор Administrator   
11.05.2009 г.
Image

Функционирование и преподавание русского языка в Республике Казахстан

Введение

Подготовка русистов в Республике Казахстан осуществляется на первой и второй ступенях обучения:

  • бакалавриате (специальности «Филология: русская филология», «Русский язык и литература», «Лингвистика: русский язык», «Русский язык и литература в казахской школе», «Русский язык и литература в национальной школе», «Русский язык и литература, английский язык», «Иностранная филология: корейский и русский языки», «Журналистика и русский язык и литература» и др. ).
  • магистратуре (специальность «Филология: русская филология»).

Подготовка русистов на первой ступени обучения (академическая степень «Бакалавр») осуществляется во всех национальных, государственных и частных вузах Казахстана, имеющих филологические факультеты (см. Перечень).

Подготовка русистов на второй ступени обучения (академическая степепь «Магистр») осуществляется только в крупных университетах страны: Казахском национальном университете им. аль-Фараби, Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова, Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, Казахском национальном педагогическом университете им. Абая.

Общеобразовательными стандартами подготовки специальностей бакалавриата предусматривается обязательное изучение курса «Современный русский язык» в полном объеме (1), в магистратуре изучаются общие курсы «Актуальные проблемы русского языкознания», «Философские проблемы языкознания» и ряд спецкурсов по отдельным вопросам русского языкознания.

 

Перечень ВУЗов, ведущих подготовку русистов:

  • Государственные вузы особого статуса (национальные)
    1. Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы)
    2. Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева (Астана)
    3. Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Алматы)
  • Государственные вузы РГКП (региональные)
    1. Актюбинский государственный университет имени К.Жубанова (Актюбинск)
    2. Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова (Атырау)
    3. Актауский университет имени Ш.Есенова (Актау)
    4. Аркалыкский государственный педагогический институт имени И.Алтынсарина (Аркалык)
    5. Актюбинский государственный педагогический институт (Актюбинск)
    6. Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова (Усть-Каменогорск)
    7. Жетысуский государственный университет имени И.Жансугурова(Талды-Корган)
    8. Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова (Атырау)
    9. Казахский государственный женский педагогический институт (Алматы)
    10. Карагандинский государственный университет имени Е.А.Букетова (Караганды)
    11. Кокшетауский государственный университет имени Ш.Уалиханова (Кокшетау)
    12. Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова (Костанай)
    13. Костанайский государственный педагогический институт (Костанай)
    14. Кызылординский государственный университет имени КоркытАта (Кызылорда)
    15. Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А.Ясави (Шымкент)
    16. Павлодарский государственный университет имени С.Торайгырова (Павлодар)
    17. Павлодарский государственный педагогический институт (Павлодар)
    18. Семипалатинский государственный университет имени Шакарима (Семей)
    19. Семипалатинский государственный педагогический институт (Семей)
    20. Северо-Казахстанский государственный университет (Петропавловск)
    21. Таразский государственный университет имени М.Х.Дулати (Тараз)
    22. Таразский государственный педагогический институт (Тараз)
    23. Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова (Шымкент)
  • Негосударственные (акционированные) вузы
    1. АО "Жезказганский университет имени О.А.Байконурова" (Жезказган)
    2. Инновационный Евразийский университет (Павлодар)

 

Количество студентов, изучающих курс «Современный русский язык» (2)

Наименование вуза

Количество студентов

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

337

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

195

Казахский национальный педагогический университет им. Абая

103

Актюбинский государственный университет имени К.Жубанова

16

Актюбинский государственный педагогический институт

108

Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова

94

Актауский университет имени Ш.Есенова

102

Аркалыкский государственный педагогический институт имени И.Алтынсарина

130

Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова

98

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова

45

Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова

168

Казахский государственный женский педагогический институт

35

Карагандинский государственный университет имени Е.А.Букетова

97

Кокшетауский государственный университет имени Ш.Уалиханова

106

Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова

74

Костанайский государственный педагогический институт (Костанай)

150

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата

39

Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А.Ясави

56

Павлодарский государственный университет имени С.Торайгырова

10

Павлодарский государственный педагогический институт

158

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима

48

Семипалатинский государственный педагогический институт

149

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

200

Таразский государственный университет имени М.Х.Дулати

24

Таразский государственный педагогический институт

101

Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауэзова

89

Жезказганский университет имени О.А.Байконурова

69

Инновационный Евразийский университет

66

Итого

2867

 

Объем часов учебного плана по курсу современного русского языка, с разделением на лекционные и практические занятия.

Наименование специальности

Всего часов

В т.ч. лекц.

В т.ч. практич.

СРС и СРСП

Филология: русская филология, Русский язык и литература

135 часов

 

3 кредита

15

30

90

Русский язык и литература в национальной школе,

Русский язык и литература в казахской школе,

Русский язык и литература, английский язык,

Иностранная филология: корейский и русский языки,

Журналистика и др.

225 часов

 

5 кредитов

 

45

 

30

 

150

 

 

Перечень учебных пособий, используемых при изучении курса современного русского языка, с описанием их достоинств и недостатков, указанием на степень доступности для обучающихся, востребованности в учебном процессе

 

При изучении курса современного русского языка используются следующие учебники и учебные пособия, изданные в Российской Федерации и других странах:

 

Автор и название
учебника/учебного пособия

Краткий анализ

Степень
доступности

Степень востребованности

Современный русский язык
Под ред. Б.А. Белошапковой. – М., 1999

Отражено основное содержание учебного курса. Особое внимание уделяется наиболее спорным вопросам. Предусмотрен материал для самостоятельной работы.

доступен

востребован

Розенталь Д.Э. и др.
Современный русский язык. – М., 2006

Изложение теоретического материала в традиционной лингвистической терминологии. Есть система упражнений. Используется для работы со студентами факультета журналистики.

количество ограничено

востребован

Сборник упражнений по современному русскому языку
Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1966

Используется для отработки отдельных грамматических тем.

доступен

востребован

Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Ч.2.
Под ред. Е.И. Диброва. – М., 1995

Интересной представляется технология анализа языковых единиц

количество ограничено

востребован

Современный русский язык для журналистов.
Рахманова Л.Н. и др. – М.: МГУ, 2003

Используется для работы со студентами факультета журналистики. Нет системы тренировочных упражнений.

количество ограничено

востребован

Современный русский язык. 2 часть.
Шанский Н.М., Тихонов А.Н.

Используется для отработки отдельных грамматических тем.

количество ограничено

востребован

 

Грамматическое учение о слове
Виноградов В.В. Русский язык. М., 1986.

Используется при изучении отдельных грамматических тем.

количество ограничено

востребован

Краткая русская грамматика
Под ред. Шведовой Н.Ю., Лопатина В.В. – М, 1989

Одним из достоинств этого пособия является то, что это последнее по времени выхода в свет после двухтомной академической «Русской грамматики» (1980) солидное академическое издание. Несмотря на то, что это краткое издание, в нем нашли отражение все основные положения, характеризующие морфологический строй современного русского языка. Очень четко изложены общетеоретические сведения в разделе: Грамматика и ее предмет, Слово. Общие сведения. Данное пособие может служить и нормативным справочником, поскольку это одно из последних академических изданий, отражающих современные тенденции в морфологическом строе русского языка

количество ограничено

востребован

«Грамматическая правильность русской речи» под ред. Граудиной Л.К., Ицкович В.А. (1976)

 

«Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы» под ред. Р.Н. Аванесова (1983)

Грамматические нормы, представленные в данных изданиях несколько отстают от тех живых процессов, которые идут в русском языке. К достоинствам данного пособия относится то, что современная научная грамматическая терминология вынесена в предметный указатель, отсылающий к параграфам, определяющим соответствующие понятия. В то же время сведения нормативного характера несколько осложняют цельное восприятие учебного материала, возможно, их надо было отделить и представить во второй части.

количество ограничено

востребован

Краткий справочник по современному русскому языку
Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Т.А. Лекант. – М.: Высшая школа, 1991. – 383 с.

Это одно из интересных и оригинальных пособий последнего времени. В нем даны и новые понятия, активно используемые в современной научной литературе, например, степени качества, граммема, и общие сведения по функциональной грамматике и др. Это пособие носит нормативный характер и удобно для использования студентами, так как в нем содержатся оценка вариантов, а главное – рекомендации по мотивированному выбору той или иной формы. Достоинство и одновременно его недостаток в том, что это очень краткий справочник.

количество ограничено

востребован

Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) / Под ред. Е.А. Земской. – М., 1996.

Жанр данной работы – коллективная монография, но ее можно использовать как учебное пособие, главное достоинство которой – это освещение основных тенденций развития грамматического строя русского языка на современном этапе. В то же время здесь нашли отражение еще не устоявшиеся явления, отмечается некоторый субъективизм.

количество ограничено

востребован

И.Г. Милославский «Морфологические категории современного русского языка» (1981) ,

Учебник не утратил своей актуальности, хотя многие положения книги носят спорный характер.

 

количество ограничено

востребован

 

 

В качестве дополнительных используются учебники, а также пособия, посвященные отдельным частям речи или отдельным морфологическим категориям. Выбор и использование пособий зависит от наличия в библиотеках университета.

  • Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. – М., 1971
  • Брусенская Л.А., Гаврилова Г.Ф. Пособие по грамматике русского языка: словообразование, морфология, синтаксис. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 336с.
  • Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). – М., 1997
  • Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2001
  • Вахнина Т.П. и др. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.
  • Гайсина Р.М. Лексико-грамматическое поле глаголов отношения в современном русском языке. – Изд. Сарат. ун-та, 1981
  • Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Учебное пособие для пед. институтов. – М.: Просвещение, 1973. – 432с.
  • Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.А. Современный русский язык. Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности «Филология».– М, 2000
  • Каламова Н.А. Категория состояния в современном русском языке./ Уч.-мет. пособие. – М.: изд-во МГУ, 1991
  • Карпов А.К. Современный русский язык: Словообразование. Морфология. Учебное пособие для пед. вузов. – М.: Владос, 2002. – 191с.
  • Колодезнев В.М. Морфология русского языка. Практический курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999
  • Костромина Н.В., К.А. Николаева, Г.М. Ставская, Е.Н. Ширяев Русский язык. В 2 частях: учебник для пед. институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Просвещение – 1989
  • Максимов В.И. Грамматика русского языка. Конспект лекции. – СПб.: Издательство Михалова В.А., 2000. – 61с.
  • Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография: Пособие для учителей – М.: Просвещение, 1975
  • Назаренко Е. Современный русский литературный язык. Практикум. М.. 2004
  • Плунгян В.А. Общая морфология. Введение в проблематику. – М., 2000
  • Плунгян В.А. Общая морфология. Введение в проблематику: Учебное пособие для университетов. –2-е изд., испр. – М.: Эдиториал, 2003
  • Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка: Вводный курс. Учебное пособие. – М.: Флинта: наука, 2001. – 120с.
  • Сборник упражнений по современному русскому языку: Учебное пособие для вузов / Под редакцией П.А. Леканта – 2-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2001.
  • Современный русский язык: Учебное пособие для вузов / В.Д. Стариченок, Н.И. Афанасьева, И.Б. Никифорова и др. / Под редакцией В.Д. Стариченка. – М.: Высшая школа, 1999
  • Современный русский язык. В 3 частях. Учебник для пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 256с.
  • Современный русский язык. Морфология. Курс лекций / Под ред. В.В. Виноградова. – М.: МГУ, 1952. – 519с.
  • Тихонов А.И. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 2003

Таким образом, при изучении курса современного русского языка в вузах Казахстана не используется какой-либо единый учебник.

Преподаватели вынуждены использовать несколько учебников и учебных пособий (иногда опираясь только на доступный или имеющийся в библиотеке университета фонд учебников, основная масса которых – это издания прошлых лет), используют дополнительную теоретическую литературу, в том числе прежних лет издания (70-80 гг).

Однако доступность названных выше пособий варьируется от университета к университету: крупные университеты обладают достаточной учебно-методической базой и их библиотеки укомплектованы необходимым количеством книг. Иное дело – библиотеки региональных вузов: они испытывают острую нужду в необходимом количестве учебников и пособий даже прошлых лет издания.

 

Описание характерной для Казахстана учебно-методической составляющей учебных пособий по курсу современного русского языка

Специфика учебно-методической компоненты по курсу современного русского языка в образовательном пространстве Казахстана обусловлена следующим:

  1. Полный переход учебного процесса на кредитную систему обучения определил доминирующую роль самостоятельной работы студентов (соотношение аудиторных часов и времени на самостоятельную работу 1:3), что требует не только информационного наполнения учебного курса, но и методического решения его усвоения. Такое соотношение учебного времени требует в учебниках по курсу современного русского языка новых концептуальных решений, отличающихся от традиционных.
  2. В концепции высшего профессионального образования Республики Казахстан определена перспектива трансформировать содержание образования от знаниецентристского к компетентностному , ориентированному на результат. Компетентностность как доминанта образовательной доктрины требует более тесной увязки в учебнике классических морфологических учений с современными разработками (функциональной, коммуникативной и другими грамматиками). Система знаний и комплекс компетенций имеют свои средства реализации, что и должно стать составляющей содержания учебника по курсу современного русского языка для студентов-филологов.
  3. В связи с этим поднимается проблема моделирования обучающего пространства (обучающей среды). Обучающее пространство многомерно, однако к его ядерным составляющим с позиций сегодняшних приоритетов относятся система знаний, обеспечивающих фундаментальность образования, и комплекс программных компетенций, формирующих не только профессиональную модель специалиста, но и его способность творчески реагировать на изменения в мире.
  4. Основу контингента студентов по специальности «Русский язык и литература в национальной школе», «Русский язык и литература в казахской школе» составляют выпускники национальных школ. Этим обусловлена необходимость, с одной стороны, увеличения объема часов по сравнению со специальностью «Русский язык и литература», а с другой стороны, - создания учебников, обеспечивающих усвоение научного знания на более глубоком уровне осознанности через контрастивный анализ морфологического стратума систем русского и казахского языков.
  5. Отсутствие или малое количество сборников тренинговых и интерактивных заданий отрицательно сказывается на степени усвоения морфологических знаний и на развитии способностей их творческого использования в будущей практике профессиональной деятельности.
  6. Существуют трудности комплектования библиотек новой литературой, моральный и физический износ имеющейся литературы.
  7. Практическое отсутствие методических разработок с применением мультимедийных средств, обучающих программных тренингов по русскому языку и пр.

Характеристика собственных новых учебно-методических разработок по курсу современного русского языка, осуществляемых в данном ВУЗе

  • Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под ред. Н.И. Гайнуллиной. – Алматы, 2002
    В учебнике сохраняется традиционная структура организации учебного материала; ориентация на известные и наиболее авторитетные концепции, ставшие общенаучным достоянием. В основу изложения учебного материала положена концепция уровневой и системной организации языка, устанавливаются и научно обосновываются с учетом общих тенденций развития русского языка глубинные основы нормативности языковых фактов. При изложении всех тем курса и при характеристике отдельных явлений и процессов авторы ориентировались, прежде всего, на известные и наиболее авторитетные концепции, ставшие общенаучным достоянием. Вместе с тем во многих случаях авторы учебника стремились совместить традиционные и современные толкования отдельных фактов. Отсутствует система упражнений и заданий. Учебник используется не только в Казахском национальном университете, где работают его создатели. Он достаточно хорошо известен в республике и имеется в библиотеке практически каждого университета.
  • Современный русский язык: Учебник // Авторы-составители Жаналина Л.К. и др.- Алматы, 2002
    Учебник содержит разделы по фонетике, лексикологии, словообразованию, морфологии и ситнаксису. Составлен в соответствии с Типовой программой (2001), утвержденной Министерсвом образования. В нет отражаются достижения современной лингвистической науки и по мере возможности реализуется системно-структурное описание русского языка, дополненное его функциональной характеристикой. Учебник используется в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая и некоторых других педагогических университетах.

  • Абдрахман Г.К. Морфология современного русского языка: основные понятия и категории; тексты; материалы для самоконтроля. Тараз, 2001
    Учебник представляет собой краткий курс морфологии, снабжен методическим аппаратом. Используется в Таразском государственном университете имени М.Х.Дулати, Таразском государственном педагогическом институте и некоторых других вузах страны.

  • Павленко В.К., Ким Г.В., Абдыкулова К.Е. Русский язык: теория и практика. – Алматы, 2001; 2003
    Основная цель курса – формирование коммуникативной и лингвистической компетенции студента-филолога. Грамматический материал представлен на функциональной и структурно- семантической основе. По отдельным теоретическим вопросам даны обобщающие таблицы и схемы. Языковой материал представлен в пособии, с одной стороны, как система, с другой, – как функциональная составляющая процесса речепорождения. Пособие предназначено для студентов филологических факультетов, поступивших после окончания национальной школы. Пособие используется в вузах, обучающих по специальностям «Русский язык и литература в национальной школе», «Русский язык и литература в казахской школе».

  • Пометелина С.М. Учебно-методические указания к контрольным работам по дисциплине «Современный русский язык» - Усть-Каменогорск, 2002.
    Пособие имеет вспомогательный характер, используется для закрепления и контроля знаний по курсу современного русского языка. Имеет ограниченное употребление в вузах страны.

  • Оразгалиева Ф.Ш. Практикум по современному русскому языку для студентов нефилологических специальностей. - Караганда, 2005
    Предназначен восполнить отсутствие специальных учебников для студентов факультетов иностранных языков и педагогического факультета, изучающих курс современного русского языка. Пособие носит практический характер и направлено на выработку навыков лингвистического, в том числе и морфологического, анализа разнородного языкового материала с учетом специфики указанных факультетов.

  • Токсанбаева Ш.А. Морфология современного русского языка. Синхронный и диахронный аспект. - Караганда, 2005
    В пособии обобщен накопленный материал и опыт многолетнего преподавания курсов «Морфология современного русского языка» и «Историческая грамматика русского языка». Автору совершенно очевидна необходимость в такого рода издании, так как многие явления морфологического строя современного русского языка требуют необходимого исторического комментария, поскольку более эффективным видится изучение исторических фактов для более углубленного понимания явлений и тенденций развития морфологического строя современного русского языка.

  • Современный русский язык для студентов нефилологических специальностей. Коллектив авторов. - Караганда, 2006
    Коллективное пособие имеет целью дать соответствующий теоретический (и нормативный) материал, адаптированный к специфике нефилологических факультетов.

  • Суюнова Г.С., Кенжебалина Г.Н. «Морфология современного русского языка (Часть 1)» –Павлодар, 2006
    Учебники и учебные пособия, изданные в Казахстане, имеют вспомогательный характер и используются, в основном, в качестве дополнительных источников для самостоятельной работы и во время практических/семинарских занятий.

    (1)Дисциплина «Современный русский язык» изучается также на факультетах журналистики, факультетах иностранных языков, факультетах восточных языков, переводческих факультетах и др. Практический курс руского языка изучается студентами всех казахских отделений всех вузов Казахстана независимо от специальности (от специалистов по психологии до нефтянников).

     

    (2)В общие данные включены студенты очных и заочных факультетов, а также сокращенной и дистанционной форм обучения. Контингент студентов, изучающих курс «Современный русский язык», указывается без уточнения специальности («Лингвистика», «Русский язык и литература», «Филология: русская филология» и т.п.), а также без учета специальностей «Журналистика», «Иностранный язык», «Восточные языки» и др.

     

Последнее обновление ( 11.05.2009 г. )
 
« Пред.   След. »