Главная arrow Учебно-методический раздел arrow Методическая копилка arrow Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ)  
18.01.2018 г.
Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ) - Синтаксис как наука Печать E-mail
Автор Administrator   
13.05.2009 г.
Оглавление
Синтаксис как наука
Словосочетание
Простое предложение
Структура двусоставного предложения
Односоставные предложения
Неполные и эллиптические предложения
Осложнение простого предложения
Типология простого предложения
Семантическая организация предложения.
Коммуникативная организация простого предложения
Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное синтаксическое целое и текст
Изменения в синтаксическом строе
Принципы русской пунктуации

«Современный русский язык. Синтаксис. Методические материалы к курсу»


Преподавание синтаксиса в современной вузовской аудитории должно быть ориентировано на активное усвоение студентами лекционного материала, на знакомство с дискуссионными вопросами (теория словосочетания, типология простого и сложного предложения, синтаксис текста), на комплексный подход к освещению дискуссионных вопросов синтаксической теории, сложившейся в отечественной науке на рубеже XX–XXI вв., на осмысление развития синтаксиса как динамического процесса. Итогом теоретической подготовки студента по предмету являются выработанные навыки многостороннего анализа синтаксических единиц.

Предлагаемые ниже в соответствии с разделами курса методические рекомендации ни в коей мере не охватывают всех тем, а освещают лишь центральные, наиболее важные и сложные для студентов вопросы.

Синтаксис как наука: история формирования, этапы развития.

Предмет синтаксиса

Первые шаги в знакомстве с синтаксисом как наукой предполагают обращение к истории науки, к анализу оценок известными синтаксистами (А.А. Потебней, А.А. Шахматовым, А.М. Пешковским, В.В. Виноградовым, Н.Ю. Шведовой, Г.А. Золотовой и др.) работ и достижений своих предшественников в лекционном курсе. Студенты должны представлять разницу между структурным, семантическим, функциональным и коммуникативным подходами к описанию единиц синтаксиса. Чтение и конспектирование научной литературы из предложенного ниже списка позволяет более полно познакомить студента с предметом изучения синтаксиса.

Первичное знакомство с синтаксическими единицами докоммуникативного и коммуникативного уровней позволяет определить конституирующие признаки единиц синтаксиса, увидеть иерархическую структуру синтаксического уровня. В лекционном курсе дается общее представление о единицах синтаксиса (синтаксеме, словосочетании, о простом, сложном предложениях, о сложном синтаксическом целом и тексте), о видах связи на разных синтаксических уровнях, о неоднозначности трактовки некоторых видов связи.

В качестве минимальной синтаксической единицы современный синтаксис признает синтаксическую форму слова, или синтаксему, участвующую в образовании словосочетания и предложений. Данная единица не выделяется школьной грамматикой, что требует детального знакомства студентов с ней. Наиболее удачной формой является (наряду с лекционным материалом) проведение семинарского занятия с обсуждением работ Г.А. Золотовой, знакомство с «Синтаксическим словарем» Г.А. Золотовой выполнение практических заданий: определение свободных (на рассвете, без заглавия), связанных (не петь песен, насадить цветов) и обусловленных (времени мало, утро вечера мудренее) синтаксем в тексте. Конспектирование работ Г.А. Золотовой позволяет студентам расширить свои представления о синтаксисе как разделе грамматики.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Грамматика русского языка. Т. II. Ч. 1. Введение. П. 4;
  2. Русская грамматика. §§1706-1710;
  3. Виноградов В.В. Из истории грамматических учений// История русских лингвистических учений. – М., 1978;
  4. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941;
  5. Золотова Г. А. О традициях и тенденциях в современной грамматической науке // Вопросы русского языкознания: Сб. – Вып. XII. Традиции и тенденции в современной грамматической науке. – М., 2005;
  6. Онипенко Н. К. Петербургская школа функциональной грамматики. Теория функциональной грамматики (ТФГ) А. В. Бондарко // Современный русский литературный язык: Учеб. / Под ред В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. – М, 2003;
  7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. С. 7-14;
  8. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. С. 363-367;
  9. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. § 1, 2.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОКЛАДОВ.

  1. Золотова Г. А. О синтаксической форме слова // Мысли о современном русском языке. Сб. ст. – М., 1969;
  2. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Синтаксическая система языка как объект грамматической науки // Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998; 2004 (2-е изд.);
  3. Золотова Г.А. Взаимодействие лексики и грамматики в семантической структуре предложения // Revue des etudes slaves. – Paris – 1994. – T. 66. – F. 3. – P. 699-707.

УПРАЖНЕНИЯ.

Определение типов синтаксем в предложении. Характеристика семантики синтаксем.

  1. Сидорова М.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Сборник упражнений к «Коммуникативной грамматике». М., 2001;
  2. Балахонская Л.В., Вольская Л.А., Дунев А.И.и др. Современный русский язык. Сборник заданий и упражнений / Под ред. В.Д.Черняк. М., 2005.


Последнее обновление ( 14.05.2009 г. )
 
След. »