Главная arrow Учебно-методический раздел arrow Методическая копилка arrow Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ)  
18.01.2018 г.
Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ) - Синтаксис как наука Печать E-mail
Автор Administrator   
13.05.2009 г.
Оглавление
Синтаксис как наука
Словосочетание
Простое предложение
Структура двусоставного предложения
Односоставные предложения
Неполные и эллиптические предложения
Осложнение простого предложения
Типология простого предложения
Семантическая организация предложения.
Коммуникативная организация простого предложения
Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное синтаксическое целое и текст
Изменения в синтаксическом строе
Принципы русской пунктуации

Словосочетание.

Виды подчинительной связи в словосочетании

В истории синтаксиса представлены две основные точки зрения на словосочетание. В соответствии с широким пониманием (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский и др.) к словосочетанию относились все виды сочетания полнозначных слов, причем предложение рассматривалось как разновидность словосочетания. В «Грамматике русского языка» 1954 г. В.В. Виноградов обосновал узкое понимание словосочетания, в соответствии с которым словосочетание представляет собой особую, отличную от предложения синтаксическую единицу и определяется как объединение двух или нескольких знаменательных слов, образованное на основе подчинительной связи. Узкое понимание словосочетания отражено в большинстве современных учебников и в академических грамматиках.

Наиболее существенными характеристиками словосочетания являются синтаксические связи и отношения между его компонентами.

В синтаксической науке представлены различные подходы к выделению и описанию синтаксических связей и отношений. В «Русской грамматике» 1980 г. описание синтаксических отношений предшествует описанию синтаксических связей, так как в ряде случаев та или иная разновидность синтаксической связи определяется синтаксическими отношениями в словосочетании.

В «Русской грамматике» представлена оригинальная классификация синтаксических отношений. Выделяются три основные группы отношений: объектные, определительные и отношения информативного восполнения (восполняющие). В группу определительных отношений включаются, помимо собственно определительных (интересная книга), обстоятельственно-определительные (громко разговаривать) а также субъектно-определительные отношения (приезд отца). При восполняющих отношениях зависимый компонент словосочетания содержательно восполняет информативную недостаточность главного компонента; такие отношения возникают в первую очередь при информативно недостаточных словах (сделаться начальником, два дома). Основная трудность при определении синтаксических отношений состоит в том, что в конкретных словосочетаниях могут совмещаться различные синтаксические отношения.

Среди трех традиционно выделяемых типов синтаксической связи в словосочетании (согласования, управления и примыкания) в специальном комментарии нуждаются управление и падежное примыкание. Главная трудность заключается в разграничении сильного управления, слабого управления и падежного примыкания. При этом следует иметь в виду, что "Русская грамматика" 1980 г. разделяет указанные разновидности связи, исходя из синтаксических отношений в словосочетании. При сильном управлении возникают объектные или восполняющие отношения (стать ученым, читать книгу), при слабом управлении объектные отношения совмещаются с определительными (пилить пилой: пилить что, пилить как, каким образом). При падежном примыкании возникают определительные или обстоятельственно-восполняющие отношения (ложка из дерева, находиться на берегу).

Возможные трудности при определении разновидности синтаксической связи вызываются прежде всего сложностями в квалификации синтаксических отношений. Тем не менее, при анализе словосочетаний рекомендуется использовать концепцию «Русской грамматики», которая, несмотря на дискуссионность отдельных положений, представляет собой современный взгляд на систему синтаксические связей и отношений.

Выявление в простом предложении наряду с присловными связями (анализ словосочетаний) связей, предопределенных синтаксическими позициями форм слов в предложении (связь между подлежащим и сказуемым, двунаправленные связи, связь детерминанта с основой предложения), помогает студентам осознать многообразие видов связи на уровне предложения.

Практические занятия по теме заканчиваются написанием аудиторной контрольной работы.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Русская грамматика. § 1720-1733;
  2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. §2-7,9;
  3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. §19-20;
  4. Распопов И.П., Ломов А.М. Основы русской грамматики. С. 178-192.

УПРАЖНЕНИЯ.

Характеристика изолированных словосочетаний по всем аспектам. Выделение словосочетаний из текста, их полная характеристика, анализ неприсловных связей в предложении.

  1. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. С.Г.Ильенко. Упр.339,342,343;
  2. Бунина М.С., Василенко И.А., Кудрявцева И.А., Панов М. В. Современный русский язык. Сборник упражнений. Упр.581-584,537.


Последнее обновление ( 14.05.2009 г. )
 
След. »