Главная arrow Учебно-методический раздел arrow Методическая копилка arrow Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ)  
20.01.2018 г.
Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ) - Синтаксис как наука Печать E-mail
Автор Administrator   
13.05.2009 г.
Оглавление
Синтаксис как наука
Словосочетание
Простое предложение
Структура двусоставного предложения
Односоставные предложения
Неполные и эллиптические предложения
Осложнение простого предложения
Типология простого предложения
Семантическая организация предложения.
Коммуникативная организация простого предложения
Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное синтаксическое целое и текст
Изменения в синтаксическом строе
Принципы русской пунктуации

Сложное синтаксическое целое и текст

Простые и сложные предложения, реализуясь в тексте, претерпевают различные структурные и семантические изменения. В действительности комплексный синтаксический анализ проводится на базе текста, поэтому в работе над этой темой необходимо показать динамику приспособления друг к другу предложений в тексте. Такой анализ целесообразно начинать с инициальных фрагментов текста, в начале которых располагаются коммуникативно-сильные предложения. На их фоне легче показать особенности коммуникативно-слабых предложений. Так удастся проанализировать текстовые категории последовательности и связанности.

Вопрос о текстовых единицах в современной синтаксической науке решается неоднозначно. С точки зрения структурного синтаксиса выделяют ССЦ (сложное синтаксическое целое), которое пытаются описать как единицу синтаксиса (Н.С.Поспелов, С.Г. Ильенко и др). С точки зрения коммуникативного синтаксиса, изучающего регистры речи в тексте, в качестве единицы текста выделяют композитивы. Наряду с этим при анализе текста выявляют фрагменты, относящиеся к одному из типов речи: повествованию, описанию, рассуждению. Необходимо познакомить студентов с разными принципами описания членимости текста как его категории.

Вопросы о выделении признаков текста, текстовых категорий являются наиболее дискуссионными, они освещаются в лекционном курсе. На занятиях целесообразно обсудить реферативные доклады по одной из тем.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Адмони В. Г. Грамматика и текст // Вопросы языкознания. 1985. №1;
  2. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2003;
  3. Зарубина. Н.Д. Содержание категории последовательности // Зарубина. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М., 1981;
  4. Шмелева Т.В. Текст как объект изучения в школе. Великий Новгород, 2005. С. 7-21.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОКЛАДОВ.

  1. Бахтин М.М. Проблема текста // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 299-317;
  2. Поспелов Н. С. . Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры // Доклады и сообщения Ин–та русского языка АН СССР. Вып. 2. М.,1948. С. 43-68;
  3. Шмелева Т.В. Текст сквозь призму метафоры тканья // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов, 1998. С. 68-74.

УПРАЖНЕНИЯ.

Определение границ сложного синтаксического целого. Характеристика связей между предложениями в ССЦ и определение типов ССЦ.

  1. Сидорова М.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Сборник упражнений к «Коммуникативной грамматике». М., 2001.


Последнее обновление ( 14.05.2009 г. )
 
След. »