Главная arrow Учебно-методический раздел arrow Методическая копилка arrow Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ)  
20.01.2018 г.
Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ) - Синтаксис как наука Печать E-mail
Автор Administrator   
13.05.2009 г.
Оглавление
Синтаксис как наука
Словосочетание
Простое предложение
Структура двусоставного предложения
Односоставные предложения
Неполные и эллиптические предложения
Осложнение простого предложения
Типология простого предложения
Семантическая организация предложения.
Коммуникативная организация простого предложения
Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное синтаксическое целое и текст
Изменения в синтаксическом строе
Принципы русской пунктуации

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Простое предложение

В.В.Виноградов дает в "Грамматике русского языка" 1954 г. следующее определение: "Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли" (Т. II. Ч. 1. Введение. П. 28). В истории синтаксиса, еще со времен античной грамматики, предложение рассматривалось как словесное выражение акта мышления, связи между субъектом и предикатом суждения. Основным признаком предложения является предикативность, которая "означает предикативное отношение между структурными опорами мысли-предложения — субъектом и предикатом, выражающееся в языковых категориях времени, модальности и лица" (Г.А.Золотова).

Предложение представляет собой многоаспектную структуру, которая отражается в традиционном порядке синтаксического разбора. Напр.: Студенты пишут диктант. Предложение простое, повествовательное, утвердительное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.

В учебной литературе представлены различные классификации аспектов предложения; в наибольшей степени отражающей современное научное списание предложения можно считать классификацию, включающую три основных аспекта: формальный, смысловой и коммуникативный.

Традиционная характеристика предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) нуждается в специальном комментарии в лекционной части курса. С одной стороны, необходимо показать многообразие способов выражения побуждения и различие функций вопросительных по форме предложений, с другой — нерядоположенность повествовательных, вопросительных и побудительных предложений по ряду признаков: адресованность, интонационное оформление, модальное значение, неучтенными в данной классификации остаются оптативные предложения (Хоть бы он успел на поезд!). Данные факты объясняют подход «Русской грамматики» к разграничению вопросительных и невопросительных предложений и включение в парадигму предложения форм побудительного и желательного наклонений. Закрепление материала на практических занятиях целесообразно дать одновременно с анализом структуры двусоставных и односоставных предложений.


Последнее обновление ( 14.05.2009 г. )
 
След. »