Главная arrow Учебно-методический раздел arrow Методическая копилка arrow Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ)  
27.04.2018 г.
Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ) - Синтаксис как наука Печать E-mail
Автор Administrator   
13.05.2009 г.
Оглавление
Синтаксис как наука
Словосочетание
Простое предложение
Структура двусоставного предложения
Односоставные предложения
Неполные и эллиптические предложения
Осложнение простого предложения
Типология простого предложения
Семантическая организация предложения.
Коммуникативная организация простого предложения
Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное синтаксическое целое и текст
Изменения в синтаксическом строе
Принципы русской пунктуации

Неполные и эллиптические предложения

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на развитие понятия синтаксической неполноты в синтаксической науке и на неоднородность конструкций, которые в традиционном синтаксическом описании (АГ-54) охватываются понятием неполных предложений. На практических занятиях следует обратить особое внимание на критерии разграничения неполных и эллиптических предложений, с одной стороны, и неполных двусоставных предложений и полных односоставных предложений, с другой стороны.

Предметом обсуждения должны стать различные трактовки неполных предложений с позиций ведущих синтаксических концепций XX в. Студентам может быть предложено сравнить описание неполных предложений в АГ-54 и РГ-80. При этом следует сделать акцент на том, какое место неполные предложения занимают в синтаксической концепции Н.Ю. Шведовой и в чем заключается особенность их описания в РГ-80. Важно отметить, что между неполными предложениями в традиционном синтаксисе и неполными регулярными реализациями в концепции Н.Ю. Шведовой нет прямого соответствия, так как последние представлены в двух разновидностях: реализации конситуативно обусловленные и конситуативно необусловленные. Если конситуативно обусловленные реализации соотносятся с неполными предложениями, то конситуативно необусловленные включают предложения, которые традиционный синтаксис рассматривает как полные односоставные предложения. Например: Иду в библиотеку (определенно-личное предложение).

Следует также привлечь работы Г.А. Золотовой, поскольку с позиций ее концепции неполные предложения также подвергаются переосмыслению. При обсуждении особенностей подхода Г.А. Золотовой к понятию синтаксической неполноты необходимо прежде всего обратить внимание на то, что полные и неполные предложения разграничиваются как явления языка и речи. В данной связи понятие эллиптических конструкций как самостоятельных синтаксических структур, отличных как от полных, так и от неполных предложений, ставится под сомнение. Не менее важно обратить внимание и на те последствия, которые связаны с тезисом о принципиальной двусоставности предложения. Предложения, которые в традиционном синтаксисе рассматриваются как предложения с одним главным членом (односоставные предложения), в синтаксической концепции Г.А. Золотовой предстают в качестве неполных речевых реализаций двусоставных предложений (Холодно) или полных реализаций при распространении субъектной (Мне холодно) или локативной (В лесу сыро) синтаксемой.

При обсуждении различных подходов к пониманию синтаксической неполноты полезными могут быть задания на трактовку тех или иных предложений с позиций различных синтаксических концепций.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Грамматика русского языка. Т.II. Ч.2. С. 88-122;
  2. Русская грамматика. Т. 2. С. 119-120;
  3. Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис. 4-е изд. М., 2003. С. 194-204;
  4. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. С. 187-203;
  5. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. С. 102-108;
  6. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. 3-е изд. М., 2004. С. 219-236;
  7. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. С. 704-705.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОКЛАДОВ.

  1. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. С. 187-203;
  2. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. С. 102-108;
  3. Золотова Г.А. О главных членах предложения: дискуссионные вопросы // Вопросы русского языкознания. Вып. VIII. / Под ред. М.Л. Ремневой и Е.В. Клобукова. М., 2000. С. 11-23.

УПРАЖНЕНИЯ.

Выделение и характеристика неполных предложений.

  1. Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие. М., 2005. С. 100-104;
  2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Сборник упражнений по современному русскому языку. 3-е изд. М., 1987;
  3. Ковалевская Е.Г., Бондарко Л.В., Салмина Д.В. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. С.Г. Ильенко. 3-е изд. М., 1986.


Последнее обновление ( 14.05.2009 г. )
 
След. »