Главная arrow Учебно-методический раздел arrow Методическая копилка arrow Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ)  
18.01.2018 г.
Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ) - Синтаксис как наука Печать E-mail
Автор Administrator   
13.05.2009 г.
Оглавление
Синтаксис как наука
Словосочетание
Простое предложение
Структура двусоставного предложения
Односоставные предложения
Неполные и эллиптические предложения
Осложнение простого предложения
Типология простого предложения
Семантическая организация предложения.
Коммуникативная организация простого предложения
Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное синтаксическое целое и текст
Изменения в синтаксическом строе
Принципы русской пунктуации

Типология простого предложения в академических грамматиках русского языка 1970 и 1980 гг.

В лекционном курсе следует коснуться как истории становления понятия структурной схемы в современной русистике, так и основных различий между АГ-70 и РГ-80. На практических и семинарских занятиях понятия структурной схемы, парадигмы простого предложения и регулярных реализаций структурной схемы могут быть рассмотрены на примере одной академической грамматики – РГ-80. Уяснение указанных выше понятий, принципиально важных для концепции Н.Ю. Шведовой, должно предшествовать знакомству с классификацией структурных схем и работе с текстом. Следует подчеркнуть одну из основных идей рассматриваемой концепции: сведение неограниченного множества простых предложений к конечному списку структурных схем – синтаксических образцов, по которым могут быть построены отдельные нераспространенные предложения.

Большое значение для понимания принципов выделения структурных схем имеют задания на определение схем, лежащих в основе предложений, заранее отобранных преподавателем и предъявленным студентам для анализа. Задания такого рода должны выполняться с помощью РГ-80; при этом проверяется умение находить необходимую информацию и применять теоретические знания при анализе текста. Не менее важно и умение студента приводить собственные примеры к наиболее распространенным структурным схемам.

При обсуждении синтаксической концепции Н.Ю. Шведовой нельзя обойти вниманием и вопрос о том, какие последствия имел новый (по сравнению с традиционным) тип описания простого предложения для пересмотра границ между двусоставными и односоставными предложениями, с одной стороны, и между главными и второстепенными членами, с другой стороны.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970. С. 541-547;
  2. Русская грамматика. Т. 2. С. 92-123, 136-180;
  3. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003. С. 716-763.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОКЛАДОВ.

  1. Шведова Н.Ю. О понятии «регулярная реализация структурной схемы простого предложения» // Мысли о современном русском языке: сб. статей / под ред. В.В. Виноградова. М., 1969. С. 67-80;
  2. Шведова Н.Ю. Парадигматика простого предложения в современном русском языке (опыт типологии) // Шведова Н.Ю. Русский язык: Избранные работы. М., 2005. С. 55-115.

УПРАЖНЕНИЯ.

Выявление в конкретных предложениях предикативного минимума и определение, какой структурной схеме соответствует предложение. Анализ парадигмы предложений различной структуры. Моделирование предложений, соответствующих различным структурным схемам.

  1. Борисенко В.В., Брызгунова Е.А., Ермакова О.П. и др. Современный русский язык: Сборник упражнений. М., 1990.


Последнее обновление ( 14.05.2009 г. )
 
След. »