Главная arrow Учебно-методический раздел arrow Методическая копилка arrow Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ)  
27.04.2018 г.
Синтаксис. Методические материалы (В.П.Казаков, С.В.Вяткина, СПбГУ) - Синтаксис как наука Печать E-mail
Автор Administrator   
13.05.2009 г.
Оглавление
Синтаксис как наука
Словосочетание
Простое предложение
Структура двусоставного предложения
Односоставные предложения
Неполные и эллиптические предложения
Осложнение простого предложения
Типология простого предложения
Семантическая организация предложения.
Коммуникативная организация простого предложения
Сложное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное синтаксическое целое и текст
Изменения в синтаксическом строе
Принципы русской пунктуации

Семантическая организация предложения.

При изучении данной темы необходимо учитывать дискуссионность вопросов, связанных с пониманием семантической организации предложения. В современном синтаксисе представлены различные подходы к описанию синтаксической семантики. Соответствующий комментарий дается в лекционном курсе синтаксиса современного русского языка.

На семинарских занятиях целесообразно разъяснить прежде всего принятое в лингвистике расчленение предложения на две составляющие – объективную и субъективную, а также прокомментировать терминологию, используемую в семантическом синтаксисе (диктум, модус, пропозиция и др.). В пояснении нуждается не только понятие пропозиции, которое используется для описания объективного содержания предложения, но и структура пропозиции. Формирующие пропозицию предикат и актанты могут быть выявлены при анализе примеров, предложенных преподавателем.

На семинарских занятиях рекомендуется также сопоставить различные точки зрения на семантическую организацию предложения путем обсуждения литературы, предлагаемой для конспектирования («Русская грамматика» 1980 г., работы Н.Д. Арутюновой, Г.А. Золотовой и другой литературы по выбору преподавателя).

Особое внимание следует уделить принципиально различным подходам к синтаксической семантике в концепции Н.Ю. Шведовой и в концепции Г.А. Золотовой.

В «Русской грамматике» 1980 г. понятие значения предложения рассматривается как иерархически структурированное. Во-первых, выделяется значение, общее для всех предложений, – предикативность. Во-вторых, считается, что свою семантику, отвлеченную от конкретного лексического наполнения, имеет каждая структурная схема. Например, структурная схема N1 - Vf, по которой построены предложения Поезд идет, Ребенок веселится и т.п. имеет значение «отношение между субъектом и его признаком - действием или процессуальным состоянием», а схема Praed (Сыро, Скучно) – значение «наличие состояния - бессубъектного или отнесенного к субъекту». Наконец, в том или ином конкретном предложении в результате взаимодействия семантики структурной схемы и лексических значений заполняющих ее слов формируется семантическая структура предложения. На этом этапе происходит конкретизация значений, возможных при данной структурной схеме. Напр.: Поезд идет – «отношение между субъектом и его действием», Ребенок веселится – «отношение между субъектом и его эмоциональным состоянием»; Сыро – «наличие бессубъектного состояния», Скучно – «наличие состояния, отнесенного к субъекту». Необходимо учитывать, что в формировании семантической структуры предложения принимают участие не только главные члены (компоненты структурной схемы), но и распространители. Напр.: Мне скучно – «субъект – его непроцессуальное состояние» (субъект выражен детерминантом мне).

Критически оценивая то понимание синтаксической семантики, которое отражено в «Русской грамматике» 1980 г., Г.А. Золотова исходит из того, что семантическая организация не может рассматриваться как отдельный уровень, отличный от грамматической структуры. Семантика, с ее точки зрения, заключена в самом конструктивном составе предложения. В связи с этим целесообразно обратиться к выделяемым Г.А. Золотовой основным моделям предложения с соответствующими типовыми значениями (Сестра шьет, Сестре скучно, Сестра добрая, Сестер три, Сестра – врач). Следует также обратить внимание на то, что понимание синтаксической семантики в концепции Г.А. Золотовой находится в тесной взаимосвязи с тезисом о принципиальной двусоставности простого предложения. Ср.: Сестре скучно. – Сестра скучает. С позиций традиционного синтаксиса приведенные предложения различаются по составу, в то время как для Г.А. Золотовой оба предложения являются двусоставными.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Русская грамматика. Т. 2. М., 1980. С. 123-136;
  2. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998 (2004). С. 102-108;
  3. Современный русский язык: учебник / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003. С. 764-785;
  4. Современный русский язык: учебник / под общ. ред. Л.А. Новикова. – СПб., 2001. С. 690-758;
  5. Гак В.Г. К проблеме синтаксической семантики // Инвариантные синтаксические значения м структура предложения. М., 1969;
  6. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Современный русский язык». Красноярск, 1988.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОКЛАДОВ.

  1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976. С. 5-20;
  2. Золотова Г.А. О традициях и тенденциях в современной грамматической науке // Вопросы русского языкознания: сб. Вып. XII. М., 2005. – С. 7-12;
  3. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998 (2004). С. 102-108;
  4. Мустайоки А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. М., 2006. С. 18-68; Русская грамматика. Т. 2. М., 1980. С. 123-136.

УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Сидорова М.Ю. Современный русский язык. Синтаксис: Сборник упражнений к «Коммуникативной грамматике». М., 2001;
  2. Борисенко В.В., Брызгунова Е.А., Ермакова О.П. и др. Современный русский язык. Сборник упражнений. М., 1990.


Последнее обновление ( 14.05.2009 г. )
 
След. »